Соловей Стравинского

И вновь здравствуйте, мои дорогие студенты. На прошлых лекциях мы с вами говорили о сказочной опере. Познакомились с большим разнообразием западных и русских мифов и сказок в опере.

И одну из опер я хотела бы рассмотреть отдельно.

Игорь Стравинский  -  "Соловей"

Игорь Стравинский родился в музыкальной семье, отец - оперный певец, солист Мариинского театра, мать - пианистка, певица, часто выступала концертмейстером на концертах своего мужа. Вокруг царила музыка, поэтому неудивительно, что ребенок вырос музыкальным. Хотя и окончившим юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Свои первые сочинения Стравинский творил под руководством Римского-Корсакого, о котором я уже недонократно упоминала  в предыдущих лекциях. И, подобно Черепнину, свою всемирную славу композитор получил, работая с Дягилевым в Дягеливских сезонах. Именно для них были написаны такие балеты, как "Жар-птица",  "Петрушка" и "Весна священная". И так же, как и Черепнин, Стравинский не возвращается в Россию после революции. Семья живет то в Париже, то  в Лозанне. И именно тому времени мы обязаны написанию сказки-оперы "Соловей.

В основу оперы легла сказка Андерсена "Соловей".  6 долгих лет шел к премьере Стравинский. Опера была задумана еще в 1908, но тогда важнее было дописать и выпустить "Жар-птицу". Видимо всему свое время. И время "Соловья" пришло  в мае  1914 года.  Премьера состоялась  на сцене Театра Елисейских Полей в рамках Дягилевского сезона.

За эти шесть лет у Стравинского довольно многое изменилось, в том числе - и видение музыки, стиля. У оперы получилась не простая судьба. Когда было решено вернуться к написанию оперы, выяснилось, что написанно ранее уже не  очень то нравится автору. Тем не менее, музыка осталась, только теперь она стала прологом, позволив изменить основное действие стилистически.

Не менее интересно и то, что в первом варианте на сцене были артисты балета! А певцы были размещены в оркестровой яме и пели оттуда.

В итоге всех этих стилевых изменений, знатоки могут услышать в опере влияние не только Римского-Корсакова, но и Дебюссии. А так же и музыку, перекликавшуюся с уже написанными произведениями Стравинского. И самое музыкальное все же именно вступление) Лирический ноктюрн, считающийся изюминкой  оперы.

В предыдущей лекции я уже приводила краткое содержание оперы. Повторю его еще раз)

Акт I:  Лесистый берег моря, ночь. Рыбак в лодке слушает великолепную песнь соловья. Приходят придворные и предлагают соловью спеть перед китайским императором. Соловей соглашается.
Акт II:  Императорский дворец. После хорового антракта сцена закрывается вуалью. Соловей поёт для императора, который очень взволнован пением. Японские эмиссары преподносят императору механическую птицу, которая поёт перед императором. Двор восхищается пением фальшивой птицы, а соловей улетает. Рассерженный император приговаривает соловья к изгнанию.
Акт III:  Императорские покои. Смерть забирает корону у больного императора. Он зовёт музыкантов, но прилетает соловей. Смерть, слушая восхитительную песнь соловья, возвращает корону императору. Думая, что правитель умер, придворные входят в комнату, но император встаёт и приветствует подданных.

Опера оказалась достаточно сложной музыкально, причудливая экзотика, с непривычной темпоритмической фактурой. По временам написания - просто таки опережающей свое время. Она не стала такой же популярной как Кармен или Травиата. Однако, время поставила на ней свою отметку - теперь это проверенная временем классика. Очень жаль, что такая опера крайне редко ставится на театральных подмостках (во всяком случае в России).  А если ставится - то претерпевает изменения, в году режиссерскому замыслу.

В 2012 году "Соловья" включили в концертную программу, посвященную 130-летию Стравинского. Российский национальный оркестр пригласил солистов и показал свое видение.

Надо отметить, что партия Соловья в этой опере - чрезвучайно сложно технически. Добиться эффекта птичьего пения крайне сложно даже самым виртуозным певицам. И в этой постановке решили показать настоящего соловья. Возможно, показав, что имитация природы - все же имитация? В  концертном исполнении оперы это было подчёркнуто включением фонограммы живого соловьиного пения, которая открывала и завершала оперу.

В 2015 году оперу поставили в детском варианте, сократив ее и несколько переработав.  Любопытно, что, явно для детской публики, в оперу был включен новый персонаж - Панда. Китайский зверек рассказывал детям эту сказку))  Вообще то его не просто так туда ввели - Панда символ Китая и защитник природы. Очень символично в сказке про торжество настоящего природного соловья над искусственной машиной.

Минус театральных постановок в том, что мы можем только читать о них отзывы, если не посчастливилось там находиться самим. Очень редко такие постановки записывают для последующих просмотров.

Однако, некоторые оперы становятся объектом для других режиссеров - деятелей кино. Сейчас можно найти не так уж мало фильмов-опер, в которых принимают участия лучшие певцы мира. И опера "Соловей" - не исключение.

В 2005 году во Франции Christian Chaudet снимает фильм с великолепной Натали Дессей в главной роли. В фильме поют и играют известные, сильные исполнители. Смерь - Виолетта Урмана (певица, прошедшая путь от меццо-сопрано до сопрано и обратно). Впрочем, приведу состав целиком, хоть познакомитесь с именами:

Соловей - НАТАЛИ ДЕССЕЙ
Ребенок - Хуго Симчич
Кухарочка - Мари Маклафлин
Смерть - Виолетта Урмана
Рыбак - Всеволод Гривнов
Китайский император - Альберт Шагидуллин
Камергер - Лорен Наоури
Бонза - Максим Михайлов
Вельможи, придворные, японские послы, слуги, привидения - артисты хора
Хор и оркестр Парижской национальной оперы

Фильм сложно назвать обычным, в темноте раздается музыка, появляются и исчезают смычки скрипок и виолончели, трубы, другие музыкальные инструменты. И через некоторое время мы оказываемся на обычной китайской фабрике, где изготавливают фарфоровые изделия. Маленький мальчик засыпает и видет сон, в котором вся фабрика превращается в сказочный мир, наполненный не только китайскими вазами, но и летающими сотовыми телефонами, микрофонами, ноутбуками. Современность не мешает создать сказку, но делает сказку весьма.. необычной! Впрочем, лично я то и дело вспоминала "Стену" Пинк Флойда, гляда на то, как шагают вазы по сказочному пространству

Несколько любопытных фактов:  В фильме очень много рисованных кадров. На все кадры ушел ровно год и работали одновременно 10 художников. 8 недель режиссер ждал, пока компьютеры обработают слой за слоем весь фильм. Фильм стоил 1 миллион 300 тысяч евро. При этом ни режиссер, ни продюссер не заработали на фильме ничего. По моему, это великолепно отображает то, о чем собственно фильм - противостояние живой души художника и "коммерческого" искусства. 

Я бы очень хотела, чтобы вы посмотрели этот фильм. Он не очень большой по времени  - сильно сокращен по сравнению с оригинальной оперой и идет всего 48 минут. Помимо великолепного колоратурного сопрано Дессей  в фильме много интересных музыкальных моментов. Лично мне оочень понравилась песня рыбака и момент с вращающейся вазой, через которую и оживают видения мальчика. Это очень хороший повод познакомиться не с классической оперой, а с более осовременненной версией, и составить свое мнение о введенни в классику более новых идей.

В качестве домашнего задания:

1. Посмотреть фильм. Написать отзыв - что понравилось, что нет. Что мешало и отвлекало, а что наоброт помогало в восприятии этой музыки.

2. Небольшое эссе на тему влияние современности на классическое искусство - плюсы, минусы.

3.  Есть ли у вас еще примеры "осовременности" классических произведений? Не обязательно оперных, любых. Какие варианты удачные, какие нет?