Опера и ее разновидности

И снова здравствуйте. Рада видеть всех на моем уроке.

Сегодня мы с вами поговорим о разновидностях оперы.

  • Классическая опера
  • Опера-балет
  • Комическая опера
  • Оперетта

Устаревшие:

  • Балладная опера
  • Опера-семисериа
  • Опера-семиа

Рассмотрим поподробнее. Напомню, что первые оперы были созданы в Италии — композиторами Пери и Монтеверди.  В основе этих произведений были мифы и сюжеты древней истории. Поскольку задачей композиторов было показать «историю» посредством сольного пения, то и участвовали в этих операх в освновном солисты-вокалисты, пение которых сопровождалось музыкой небольших ансамблей.

За основу брали какую-нибудь драматическую историю, и на протяжении всего действия солисты «страдали» на сцене без хоровой поддержки, без каких-либо танцевальных номеров или пантомимы (которая активно использовалась в более ранних постановках). Ставка была на сольное пение, на виртуозность, богатство голоса и вокальной техники. Причем для этого жанра было характерно следующее деление: все, что касалось эмоций, выражалось голосом в ариях, а все, что касалось действия, — выражалось речитативом. Именно тогда появилось изумительное бельканто, о котором мы с вами еще поговорим позднее. (Бельканто — итал. bel canto, буквально — прекрасное пение.) Тогда же был сделан акцент на кастратное пение (о котором мы также поговорим впоследствии).  

И в конце XVII — начале XVIII века появился жанр, который назвали Опера-Сериа (по-итальянски seria — серьёзная). Ярчайшими представителями мастеров оперы-сериа считают А. Скарлатти и Г. Генделя. В этом же стиле писали К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В. А. Моцарт (его ранние произведения), Н. Порпора и другие. Глюку не очень нравилось отсутствие полноценного оркестра в сопровождении, простенький речитатив (на фоне виртуозных арий). И он решился реформировать жанр, придать оркестру и речитативу более весомую роль в оперном искусстве. Примером этого может служить опера (известная и сейчас) «Орфей и Эвридика». В результате этих изменений, подхваченных и развиваемых другими композиторами, опера-сериа практически исчезла как жанр, уступив место привычной нам классической опере (или просто Опере).

Сегодня в опере важно все — музыка, слова, вокал, сценические действия. Только в целостности, совокупности всех составляющих, проявляется настоящая Опера. Музыка становится не подспорьем, не сопровождением действия, а «действующим лицом», она ведет, развивает замысел композитора, становится основной движущей силой действия. И если целостность нарушается, то и опера, как особый род музыкально-драматического искусства, — утрачивается. В качестве примера очень хочется дать вам послушать небольшой кусочек из оперы «Турандот» Пуччини. Арию Калафа исполняет Франко Корелли. Вслушайтесь в это исполнение. Это один из лучших теноров, когда-либо исполнявших эту арию. Впрочем — он и один из лучших оперных певцов ХХ века.

Если в Опере появляется обилие танцевальных сцен, то такую оперу принято причислять к Опере-балету. Этот жанр получил распространение во Франции, при дворе (конец XVII — начало XVIII веков). Несмотря на то, что на сцене и пели, и танцевали, главными на сцене все же были танцевальные номера. Этому виду сопутствовали пышные декорации, не сильно связанные сюжетом картины, смесь речитатива, арий, ансамблей и т. п. Наиболее яркими представителями этого жанра считаются оперы Ж. Р. Рамо — «Галантная Европа» (1735 г.), «Празднества Гебы» (1739 г.) и др. В конце XVIII века этот жанр практически исчезает, но только для того, чтобы снова возродиться уже в XIX-м и XX-м веках. Единство танца и пения можно увидеть в таких произведениях, как «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890), «Снежная королева» Раухвергера (1965), «Давид Сасунский» Оганесяна (1976), «Рождение лиры» Русселя (1925), «Театр чуде» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Прусская сказка» Блахера (1950) и др.

Драматические сюжеты не давали расслабиться и отдохнуть. А публика жаждала увеселения. И композиторы все чаще писали оперы комедийного содержания (от легкой буффонады, фарса, до высокой комедии). Так появилась разновидность оперы — Комическая опера. Причем, чем меньше была оперная история в стране, тем проще и легче развивалась комическая опера. И если опера-сериа основывалась на произведениях серьезного характера, то комическая опера больше вбирала в себя все бытовое, национальное, более простое для понимания.

Подвидами этой оперы можно считать Оперу-буффа, Зингшпиль и Оперу-семисериа.

Опера-буффа (итал. opera buffa — комич. опера) — итальянская разновидность комической оперы, сложившаяся в 30-е гг. XVIII в. Это в основном итальянские — венецианские и неаполитанские комедии с музыкой, часто — небольшие произведения (интермедии), которые вставляли между актами оперы-сериа (не иначе как для того, чтобы слушатель мог расслабиться и отдохнуть на менее серьезной музыке). Родоначальником этого жанра принято считать Дж. Б. Перголези с его «Служанкой-госпожой» (1733 г.).  

В отличие от оперы-сериа, на сцене присутствовали два-три певца, разыгрывающих легкую, подвижную, веселую комедию. В дальнейшем жанр включил в себя романтические, лирические сцены, которые не отменяли основного комедийного действия, а лишь подчеркивали его. Дж. Паизиелло ставит «Севильский цирюльник» (1782 г.) и «Мельничиху» (1788 г.), Д. Чимароза пишет «Тайный брак» (1792 г.). Это уже не маленькие легкие истории, а развернутые сюжеты, наполненные интригами, сатирой, бытовыми или сказочными сценами. Именно к этому жанру можно причислить всем известную Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816 г.).

Ария Фигаро в исполнении Георга Отса:



В XX-м веке этим жанром увлекались С. С. Прокофьев («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре») и И. Ф. Стравинский («Мавра»). В Германии и Австрии появилась своя разновидность комической оперы — Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра). Эта разновидность характеризовалась обилием разговорных диалогов между музыкой. Основоположником этого направления считается музыкальная комедия «Чёрт на свободе» с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752 г.), поставленная в Лейпциге. Комедия была написана под влиянием английской балладной оперы, о которой я расскажу чуть позже. И опере этого типа ближе музыкальные спектакли, пение в которых скорее сопровождает действие, нежели является основой. Чаще всего это были обработки народных песен, баллад, романтических произведений. В дальнейшем эти направления привели к появлению таких произведений, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная Флейта» В. А. Моцарта.

Арию из «Свадьбы Фигаро» я предлагаю послушать в исполнении Муслима Магомаева:



Опера-семисериа (итал. opera semiseria, буквально — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Этот жанр выделяют для себя музыковеды и знатоки, ибо четкой градации этого жанра нет: по сути, серьезная опера с более легкими вставками или комическая опера с серьезными вставками — это и есть опера-семисериа. К этому жанру относят некоторые оперы А. Скарлатти, Дж. Паизиелло и других композиторов второй половины XVIII-го века. «Дон Жуан» Моцарта иногда так же причисляется знатоками к этому жанру. В более современных произведениях влияние этого жанра можно увидеть в операх Дж. Пуччини и П. Масканьи.

Балладная опера (англ. ballad opera) ныне — исчезнувший, а точнее, переродившийся жанр. Появилась она в Англии, получила распространение в XVIII-м веке. Из Англии она распространилась по странам Европы — Италия, Франция, Испания, Германия. Изначально балладная опера основывалась на народной музыке — английской, шотландской, ирландской баллад. Переработанные баллады вошли в балладную оперу в качестве отдельных музыкальных номеров. В основном эта опера представляла собой комедию, чаще даже сатиру, в которой высмеивались аристократические нравы. Иногда балладная опера являлась пародией на Оперу-сериа.

В балладной опере на сцене пели, плясали, разговаривали — и все это на основе фольклора или псевдофольклора (современные сочинения в народном стиле). Иногда в такую оперу включали отрывки из сочинений известных национальных композиторов. Первым классическим образцом балладной оперы была «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, который аранжировал популярные народные песни, добавил несколько музыкальных номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произведение включало пародии на отдельные номера из итальянских опер Г. Ф. Генделя.  

Сегодня произведения этого жанра не услышать. Но! Если вы заглянете в репертуар театров, то в некоторых из них вы можете встретить «Трехгрошовую оперу», которая по сути является переделкой той самой «Оперы нищих». Пели в таких постановках уже далеко не виртуозы пения, назвать это «оперой» очень сложно. Но как музыкальный спектакль — это очень даже интересное зрелище! Вы можете убедиться в этом сами, послушав одну из известнейших песен этого спектакля в исполнении Андрея Миронова.


 
Для неспециалистов все эти жанры можно разделить, наверное, просто на два: классическая опера и комическая, со всеми ее разновидностями. И если классическая опера и сейчас исполняется только на оперной сцене, то комическая сильно раздробилась на жанры и для нас интересно еще одно ее направление, которое мы еще не рассмотрели, и которое обычно рассматривается как отдельный жанр.  

Оперетта (итал. operetta, уменьшительное от opera; буквально — маленькая опера)

Изначально, с XVII-го до середины XIX-го века, оперетта являлась просто небольшой оперой. Этим термином могли назвать любую из разновидностей комической оперы. Это могла быть небольшая бытовая комедия, пастораль, небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана. Сейчас же для нас это один из видов музыкального театра. По сути, оперетта — это музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные номера и музыкально-хореографические номера разбавляются разговорными сценами (не напевными, не речитативом, а просто в виде разговора). Главное отличие от оперы — простота. Более простые и понятные мелодии, танцы, песни. Главное сходство — музыка, танцы, речь — едины и служат развитию действия, утверждению идеи произведения. Целостность произведения тут важна так же, как и в классической опере. В системе видов искусства оперетта занимает среднее положение между оперным и драматическим театром.  

Оперетта, как самостоятельная разновидность музыкального искусства, выделилась во Франции в середине XIX-го века. Композиторы Ф. Эрве и Оффенбах открыли два театра музыкально-сценической пародии и миниатюр («Фоли нувель» — 1854 г. и «Буфф-Паризьен» — 1855 г.). Пожалуй, именно этот момент можно считать моментом рождения оперетты в нашем понимании. И если оперу воспринимают немногие, то оперетту слушали, наверное, большинство из вас. Или смотрели по телевидению. Помните замечательные советские фильмы-оперетты «Сильва», «Летучая мышь», «Фиалки Монмартра»?  Кальман, Штраус, Легар, Абрахам, — это, пожалуй, самые известные композиторы, имена которых слышали наверняка все.

В качестве примера я хочу привести сразу два варианта исполнения одного и того же отрывка из оперетты Имре Кальмана «Сильва» — «Песенку Бони».

Первый — на языке оригинала — исполняет Карой Пеллер (Károly Peller):



Второй вариант этой же песни — в исполнении Сергея Лазарева. На протяжении восьми недель я наблюдала за проектом «Призрак Оперы» по нашему телевидению, где попсовиков и эстрадников «учили» петь оперные произведения. Надо отметить, что некоторые вполне успешно учились и результат показался мне вполне достойным того, чтобы дать вам его для знакомства. Просто как пример, что и попсовики не безнадежны, если с ними позаниматься и дать им действительно хороший материал для исполнения!



В качестве домашнего задания я попрошу вас рассмотреть следующие вопросы:

  1. На ваш взгляд, можно ли вводить жесткую классификацию произведений по разновидностям оперы, или же их можно только условно причислить к одной из них? Обоснуйте ответ.
  2. Если сравнивать оперу и оперетту, можно ли сказать, что в опере требуются более выносливые физически люди? Нужен ли там более сильный голос? Может ли оперный певец исполнять арии оперетт и наоборот? Не пользуйтесь заклинанием «яндексищи», отвечайте своими мыслями.
  3. Во время второй мировой многие композиторы Европы переехали в Америку. Но в Америке царили свои законы, своя музыка. И в результате на основе оперетты возник новый жанр, тот, что намного проще экранизировать и ставить на Бродвее. Какой? Есть ли у него кардинальные отличия от оперетты? Приведите парочку примеров.
  4. В связи с появлением новых музыкальных жанров, называемых иногда «музыкой протеста» (особенно в СССР), возник новый подвид оперы. Какой? Знаете ли вы примеры современной оперы, написанной не классическими композиторами, а в рамках этого нового музыкального жанра? Хотя бы парочку примеров, как западной *-оперы, так и русской *-оперы.

На самом деле, рассказывать можно намного больше, чем я сегодня. Но предлагаю это оставить или на курсовые, или на обсуждение в виде семинара.