Сказка о рыжем попе и его операх

Итак, господа студенты. Всем — здравствуйте.

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня я расскажу вам сказку про рыжего попа.

Нет, это не тот поп, у которого была собака. И не тот, который нанимал Балду. Это совершенно другой человек, вполне конкретный. И имеющий самое непосредственное отношение к этому предмету.

Сегодня мы поговорим о композиторе, написавшим множество опер, которые до нас практически и не дошли... Хотя дошли другие его произведения. И вы их слышали, я уверена.

Речь пойдет о Вивальди и о Венеции его времени.

Давайте приоткроем вот это окошко. Оно не обычное. Слышите — за ним звучит музыка? Там поют все. И певцы, и церковники, и обычные жители. За окнами — Венеция XVІІ века. И сейчас вы слышите гондольеров, которые не торопясь плывут по каналам и поют свои серенады.

В те времена музыка присутствовала во всех сферах жизни. Церковные обряды, праздники, театры, благотворительность, домашние концерты, уличные музицирования...   Жан Жак Руссо, побыва в Венеции, был покорен песнями гондольеров «Едва услышав баркароллы, я понял, что прежде не слыхал настоящего пения». (Баркаролла, по определению Ж.Ж. «...песни на венецианском диалекте, распеваемые веницианскими гондольерами. Хотя сложены они для простого народа, нередко самими же гондольерами, однако столь мелодичны и увлекательны, что нет в Италии музыканта, который не стемился бы знать их и петь»).

И вот в это благодатное время, в 1687 году, рождается в Венеции, в семье скрипача (одного из лучших скрипачей того времени) мальчик с рыжими волосами. Родился он очень слабым, и вырос очень слабым. Настолько, что практически всю свою жизнь он прожил в Венеции.

Антонио очень быстро учился. Ему светила духовная стезя — уже в 15 лет ему выстригают тонзуру (выстриженные на макушке волосы, обзначающие у католиков принадлежность к клиру) и причисляют к младшему духовенству. Через 6 лет — к старшему. А в 1703 году следует рукоположение в священники.

Параллельно с этим он учится музыке, развивается и в том же 1703 году становится учителем скрипичной игры.

Надо отметить, что церковь была фактически площадкой для выступлений. Во время месс, праздников, богослужений звучала музыка. И именно в полуночной мессе и выступил впервые Вивальди как скрипач. Но просто исполнения ему было недостаточно. И этот "Рыжий поп" начал сочинять свою музыку.

И вот парадокс. Его слабое здоровье, не позволявшее полноценно служить в церкви, не давшее ему возможность служить в других городах, почему-то становилось очень крепким, когда дело касалось музыки. Его работоспособность потрясает.

По сути — музыка для него была подобна молодильному зелью. Я не буду говорить об инструментальной музыке. Только об оперной! Это не очень известно, но Вивальди сочинял и оперу!) Он разъезжал повсюду как импресарио и директор собственной оперы — и совершенно не жаловался на усталость.

Вот на первом уроке у вас был вопрос — сложное ли это искусство, опера...

В конце XVІ — начале XVІІ века вас бы поддержали, но усилили бы акцент не на сложности, а на элитности этого искусства. Флорентийская опера прежде всего привлекала вельмож, услаждала слух знати, то есть была искусством для культурной элиты.

Но после 1637 года ответ был бы совершенно другим. Именно тогда открылся театр свю Кассиана — открылся для всех — от прокуратора церкви св.Марка до гондольера. Вивальди повезло родится в то время, когда опера была чуть ли не главным развлечением того времени. Если сравнивать с сегодняшними видами искусства, я бы приравняла бы даже к популярной музыке. Вы себе только представьте, за 60 лет в Венеции открылось 16 театров, каждый из которых требовал все больше и больше оперных постановок. И если в начале ставили спектакли, рассчитанные на вельмож, основанные на мифологических трагедиях, таких, как «Арианна» Монтеверди, то в последствии все больше и больше делали уклон к смешанному жанру, эдакую смесь комического и трагического.

И в первую очередь  — делали шоу. Тратили огромные деньги на постановку, на декораци, на гонорары исполнителям. Все как у нас в шоу-бизнесе. И казалось бы — не священнику участвовать в таком. Однако, Вивальди не просто участвовал, а был в центре этого шоу-бизнеса.

Писал он свои произведения очень быстро. Как-то просто чуть ли не на спор переписал целиком оперную сцену буквально за 15 минут. Причем великолепно переписал. Опера имела огромный успех.

Писал он быстро, будто устанавливал рекорд. Возможно, что то время диктовало такие темпы - слишком много конкурентов, слишком быстро меняются фавориты.

Любил он и приврать. По словам Вивальди, им было написано 94! оперы. А на деле — «всего» пятьдесят. Мог переработать и старую оперу или концерт на новый лад. И любил побороться за более высокий гонорар. Поскольку Антонио ставил в основном только свои оперы, то дрался он за них с утроенной силой.

Вивальди начал писать оперы довольно поздно — в 38 лет. К тому времени уже было понятно, что карьеры в церкви он не сделает, а жить как-то надо. А оперное искусство могло принести и деньги и славу. К тому времени Рыжий поп успел сочинить множество концертов, сонат, даже опубликовал первый цикл концертов , но денег и славы это ему не принесло. И он обращает свое внимание на искусство, где в то время сосредоточились самые главные музыкальные силы.

Первой оперой Вивальди был «Оттодн в деревне» (премьера состоялась в Виченце), через год в Венеции был дан «Безумный Ролан». Театр св. Ангела, где состоялась премьера, принял затем еще девятнадцать опер. Оперы Вивальди звучали не только по всей Италии, но и в Праге, Брно, Граце. Более 80 постановок с 1713 по 1741 год. Роскошные декорации, популярная музыка, великолепные голоса — все это делало его оперы популярными.

Но вот парадокс. Не смотря на такое обилие написанных и поставленных опер, до нас дошло очень мало. 23 партитуры хранятся в Национальной библиотеке Турина, еще одна — «Геркулес на Фермодонте», хранится во Французской национальной библиотеке. От прочих остались только либретто.

Практически все оперы были написаны по канонам того времени: три акта, каждый или десять или 20 сцен, речитативы чередуются с ариями. Выдающихся певцов, по причине отсутствия больших денег, Вивальди пригласить не смог, тем не менее, выступали у него очень профессиональные певцы. По требованию певцов, Вивальди мог переделать любое либретто, перекроить любую оперу, в угоду требованиям примадонн. Представьте себе капризную Диву, требующую усиление арий, добавку лично для нее пассажей и украшений. И композитор шел на это, не вникая — изменит ли это общую гармонию постановки или нет. Типовой подход позволял писать большое количество опер, не отвлекаясь на сочинение чего-то принципиально нового. Темы так же подбирались наиболее популярные – мифология или легенды о паладинах. В основе практически всех опер — ереживания пяти главных персонажей и двух-трех второстепенных. Свирепый тиран, покинутая верная жена, мстительная вдова, отважный капитан, потерявший голову от любви — вот главный набор действующих лиц, переходящих из оперы к опере.

В 1720 году вышел анонимный памфлет, высмеивающий штампы в опере «Сочинитель изо всех сил постарается не читать оперу целиком, дабы сохранить за собою возможность путаться в либретто, так что будет обрабатывать строчку за строчкой, прямо на ходу, совершенно заменяя все арии, ибо использует для них темы, заготовленные несколькими годами ранее, — а если новые слова не подходят к прежним нотам (как оно обычно и бывает), то он будет допекать поэта, покуда тот не согласится на все. Он не станет беспокоить себя сочинением дуэтов и хоров, более того, устроит так, чтобы их и вовсе выкинули из оперы...»

Доподлинно неизвестно, писалось ли это конкретно на Вивальди. Скорее на всех композиторов того времени. Сочинение приписывается успешному композитору и публицисту Бенедетто Марчелло, который потерпел неудачу в оперном жанре и «отомстил» таким образом. Не важно – относился ли памфлет к Рыжему попу или нет, но публика, узнавая штампы, начала смеяться на представлениях, что отражалось как на финансах, так и на общем моральном духе композитора. Вивальди постарался учесть все, что высмеивалось в памфлете, и написанная в 1734 году опера «Олимпиада» имела очень большой успех. Эту оперу можно и сейчас найти на сценах оперных театров.

Удивительно, но в те времена эта музыка воспринималась совсем иначе. Публика могла часами сидеть в театре и вслушиваться в бесконечную череду арий, слушать голоса кастратов и примадонн. Возможно, они даже не очень обращали внимание на происходящее на сцене, главным были несравненные голоса, вокальная изощренность... От особо сложного пассажа впечатлительные дамы вполне даже в обморок могли упасть!

А Вивальди привнес в оперу скорее не изысканность арий и постановок, а инструментальное сопровождение. Если у Генделя и у других композиторов сцена охоты сопровождалась двумя рожками или трубами, свадьба олицетворялась барабанами, то Вивальди смело добавлял самые различные инструменты — фагот или арфу, гобой или пикколо, соло виолончели или теноровую флейту. Каждой арии предшествовала великолепная музыкальная прелюдия. Правда, все эти новшества присуще операм, написанным в начальный период. Более поздние оперы все чаще содержат повторения старого, целые куски его же концертов, и выделение арий. Их становится меньше, но каждая из них становится длиннее.

В современном мире снова возрождается интерес к операм Вивальди. К тем, которые были написаны им благодаря вдохновению. Эти страстные, бравурные, виртуозные арии все чаще берут себе в репертуар оперные певцы и певицы нашего времени. И хотя, как считается многими, секрет исполнения того времени утерян, а кастратного пения нам с вами вообще не услышать, все же арии эти звучат и с некоторыми из них мы можем познакомиться прямо сейчас.

Для знакомства с оперным композитором Вивальди, я предлагаю послушать несколько самых известных его арий.

Ария Роланда — Nel profondo в исполнении Philippe Jaroussky

Охотничья песня «Dopo un'orrida procella» в исполнении B. Staskiewicz

Sonia Prina — Vivaldi — Ho il cor già lacero, La Griselda — Venice Baroque Orchestra

Ну и для любителей — еще одну арию в исполнении Philippe Jaroussky:

Перейдем к заданию)

  1. Есть такое слово «надо». Очень многое делается в этом мире, потому что это нужно. Без желания, только на силе воли или под давлением. Как вы думаете, полезен ли в творчестве такой подход? Рассмотрите это на примере Вивальди и судьбе его опер.
  2. Можно ли назвать в среднем оперу времен Вивальди «попсой»? Той самой, про которую так пренебрежительно говорят сейчас? Рассмотрите сходства и отличия.
  3. Как вы считаете, какие оперы, исходя из приведенной ранее классификации, чаще всего писал Вивальди? Обоснуйте ответ. 
  4. Известно, что Моцарт писал свои оперы, не обращая внимания на вокальные возможности исполнителей. Вивальди же наоборот —подстраивался под исполнителя. Можно ли однозначно выбрать, какой метод лучше? Интересует просто ваше мнение — какой метод ближе вам?