Техника безопасности

Здравствуйте, дорогие аргемоновцы. Раз вы читаете эту лекцию, значит, вы решились на занятия.

Это здорово! И это означает, что мы можем более вдумчиво углубиться в прекрасную науку — изучение вокала. И прежде всего поговорим о технике безопасности. Да-да! Техника безопасности нужна не только на зельеварении или нежитеведении. Но и на вокале тоже.

Для вокалиста рабочий инструмент — голос. И не только для вокалиста — для любого, кто работает голосом, и в первую очередь — это маги! А также преподаватели, ведущие любого мероприятия, адвокаты и т. п.   

Разумеется, существуют профессиональные методики и врачи, которые направлены на сохранение голоса. Но будем честны, люди любят самолечение и часто доверяют советам друзей, коллег, да кому угодно — только не врачам. И хорошо, если в руки попадется хорошая книга хорошего специалиста. Поэтому давайте посмотрим на основные ошибки вокалистов и типичные рекомендации, которые выдают многочисленные «эксперты».

Рассмотрим причины, приводящие к заболеваниям горла. Условно их можно разделить на две части: простудные (вирусные) заболевания горла и нарушение техники безопасности работы с голосом.

Простудные заболевания носят сезонный характер и в целом зависят от устойчивости организма, от его закаленности. Это свойственно всем людям независимо от профессии. Поэтому на них останавливаться не будем, а сразу перейдем ко второй.

Скажу честно, основные причины «технических заболеваний» — неправильная система обучения или, что намного чаще, небрежное обращение со своим голосом и систематическое насилие над ним: бесконечные эксперименты над голосом, бесконечные крики в попытках взять высокие ноты, пение во время простуды, в состоянии опьянения и т. п. Чтобы не быть голословной, приведу пару примеров.

Один из вокалистов пытался выработать верхнюю ноту. Слишком высокую для него. Что он делал? В течение часа брал верхнюю ноту бесконечное число раз. После чего лишился голоса на 4 месяца. В дальнейшем голос уже не был таким стабильным, как раньше, и срывался с некоторой периодичностью.

Певица-сопрано, готовясь к зачету, в течение двух недель ежедневно упражнялась от трех до четырех часов подряд, а в результате не только не сдала зачета, но и в течение всего следующего учебного полугодия совершенно не могла петь.

Певец в течение двух лет обучения три раза менял характер своего голоса: сначала пел басом, потом баритоном, пытался стать тенором, чтобы вновь вернуться к пению баритоном. В итоге голос  потерял свежесть, качается, появилась неточность интонации; сам певец осознал, что профессия певца для него окончательно потеряна.

Я, конечно, сейчас говорю о профессиональном пении. Вот только непрофессионалы, пытаясь повторить понравившиеся песни, подчас срывают голоса куда чаще, чем профессионалы. И в дальнейшем хрипят, сипят и страдают.

Итак. Чего стоит избегать неопытному певцу?

  1. Профессионалы умеют очень аккуратно использовать свою силу голоса. Готовиться буквально на десяти процентах, выступать на все сто. Что делают любители — считают, что чем громче они будут «орать» песню, тем лучше она будет звучать. Сразу скажу: петь «процентами» — профессионализм. А нам для начала, раз уж кричите во весь голос, — сделайте это один раз и после этого молчите сутки. Ну вот совсем молчите.
    Не хватайтесь за песню, которая выше ваших возможностей. Да, может быть, вы никогда не споете полноценно то, что хотите (мне не спеть Царицу Ночи, как бы я ни старалась).  В мире огромное количество песен, всегда можно найти те, которые вам по душе и по голосу. К остальным нужно будет подобрать подход — отложить на время, переделать под себя, транспонировать на тон ниже. Великий педагог-вокалист М. Гарсиа говорил об этом так: «Злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем старость».
  2. Выступление на открытых площадках представляет некоторую опасность для голоса, особенно если вы выступаете в сырую погоду и при низкой температуре. Сюда же отнесем все небагоприятные условия — пение в холодных и сырых помещениях, в легкой одежде, на сквозняке и т. п. Что делать, этого не избежать? Я вот не могу представить себе мага, который отказывается от волшебства, способного спасти кого-то, на основании сырого воздуха, чтобы поберечь связки. А значит — надо думать, как в таких условиях максимально подстраховаться. Горло должно быть укутано, между пением не говорить и не дышать сырым воздухом. Не пить спиртного, чтобы согреться! Никакого коньяка. Лучше иметь с собой термос с чаем.  Отмечу, что этот пункт опаснее профессионалам, чем любителям, так как они поют, «глубже» вдыхая воздух.
    Два небольших примера:
    а) Один сильный вокалист, профессионал, очень торопился домой после спектакля. Сразу же по окончании выскочил на мороз и во все горло крикнул: «Такси!». Это быо последнее, что он сказал в своей певческой карьере. 
    б) Помнится, на одном из РИХС была игра-квест, где нужно было изобразить русалку. Разумеется, я изобразила ее поющей, сидя в воде. А когда пошел ливень, мощный, летний, от переизбытка эмоций продолжила исполнение песни Мельницы «Иштар». Ну что, хорошо спела. А определенные проблемы с голосом, полученные после того пения, иногда до сих пор дают о себе знать.
  3. От сухости спасет вода. Для более профессионального использования я бы предложила «Аква Марис» в виде спрея. Сухой воздух довольно сильно влияет на связки, как и переезды, самолеты, поезда, жара. Обращали внимание на то, что у певцов на сцене всегда бутылка с водой? Если певец (эстрадный, рок-певец и т. п.) не уходит со сцены во время представления, вы обязательно заметите, как он то и дело пьет воду. Воду! Не кофе, не газированные напитки, а именно воду. Кстати, даже переезда не нужно — практически все мы живем в домах с центральным отоплением, а оно высушивает воздух до состояния першения в горле. В общем, пейте воду!) Полезно во всем)
  4. Даже не знаю, стоит ли говорить о вреде курения... Есть мнение, что от курения голос становится низким, бархатным, подходящим для джаза. Огорчу, не особо поможет. Хуже сделает, лучше — нет.
  5. Очень важный пункт. Говорить и петь — еще нужно научиться совмещать, чтобы это было безобидно для здоровья. Даже оперные певцы после длительных бесед могут не вытянуть свои сложные арии.
    МИФ: говорить шепотом — беречь голос. Это очень опасное заблуждение. При воспалительных состояниях гортани разговорная речь оказывается гораздо более вредной для голоса, нежели пение. Или молчать, или говорить нормально.
  6. После того, как вы закончили выступление — неважно, пение это, заклинание длительное, лекция или еще что-то, — не выходите сразу на улицу. Хотя бы несколько минут помолчите в помещении.
  7. Еда. Вот как ни странно — это крайне важный пункт. Казалось бы — что в еде может повредить? Да все, что раздражает слизистую. Слишком сладкое, слишком соленое, слишком холодное, слишком горячее, орехи, семечки, печенье, — все это влияет на слизистую очень негативно. Перед пением старайтесь избегать всего этого — частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желания откашляться, а это мешает процессу работы голоса.
  8. Для женщин все еще сложнее. В критические дни петь можно только в Ла Скала за очень большой гонорар. Или вполголоса на вечеринке в компании. Слизистая горла в такие дни набухает, и петь — рисковать связками. В этот момент они очень уязвимы. Малейшее перенапряжение приведет к узелкам, сипу и Мерлин знает к чему еще.
  9.  Не поверите. Наши связки поют даже тогда, когда просто слушают музыку. Поставьте эксперимент — послушайте разных исполнителей и понаблюдайте, как вы отзываетесь на это пение. Для меня этот пункт катастрофичен. Слушая AC/DC, я явно плохо влияю на мои связки! Уж лучше тогда Кипелова слушать. То, что у вас в наушниках, полностью отражается на вашем голосе.  Поэтому в последнее время у меня кардинально изменился плейлист — профессия обязывает.
  10. МИФ — нельзя петь при насморке. На самом деле можно. Но только если у вас нет температуры. Иногда пение на начальном этапе заболевания даже помогает не заболеть окончательно.
  11. МИФ — пение поможет при ангине и ларингите, главное — не останавливаться, а петь как можно больше, часов пять. Ни в коем случае! То, что я предложила петь при насморке и в начале заболевания, совершенно не означает, что нужно петь и дальше! Только начальные заболевания, и не горла, а носа!  Заболели — помолчите. Воспользуйтесь временем, чтобы выучить слова (все равно же не будете совсем молчать, так хоть не пойте).
  12. МИФ — чем выше кричать, тем больше будет диапазон голоса. Ну да. Есть такое упражение — Тарзан. Каждое утро бить себя в грудь кулаком и кричать что-нибудь. И энергия выйдет, и чакры раскроются, и запоете, как Карузо. Вы еще верите в подобное? Тогда упражнение для вас. А разумным магам я все же посоветовала бы очень скептически относиться к подобным советам, мы все же не в джунглях живем.
  13. Высыпайтесь! Не голодайте! Недосып, к моему величайшему сожалению, негативно отображается на голосе, а голодный желудок не дает сил петь!

Нравится мне это число — тринадцать. Пожалуй, на этом и остановлюсь сегодня.

Еще не напугала трудностями?)) Вы еще со мной?) Тогда переходим к домашнему заданию))

 

В качестве задания ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

  • Можно ли петь при температуре?
  • Если я буду грызть семечки перед концертом, чем мне это может грозить?
  • Буквально пару предложений — после двух занятий мешает ли вам то, что большая часть упраженений выглядит довольно смешным?)
  • Сколько вы занимаетесь между нашими занятиями? В неделю? В день?
  • Удалось ли хотя бы раз проделать упражения вне дома?  Какие? Как это выглядело?

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.