Упражнения

Итак. Мы  с вами уже провели несколько практических занятий, пора немного поговорить об этом более подробно.

Что же происходит с нами во время занятий? Зачем нужны все эти распевки, почему сразу не спеть любимую песню?

Вот мы часто слышим — голосовые связки. А ведь это не совсем так. Правильнее было бы назвать их складками. Это просто две тоненьких эластичных полоски ткани, которые соприкасаются между собой и помогают формировать звук. Именно об их безопасности мы говорили на прошлом уроке. И прежде всего их нужно подготовить для полноценной работы. Не халтурьте. Это очень важные несколько минут.

Проще всего начинать с упражнений, которые от вас не требуют «пения» в голос.  Представьте себе, что вы все делаете самостоятельно (нет того, кто проконтролирует). И сразу беретесь за серьезные распевки, которые предлагаются часто в мастер-классах вокальных. И что будет? Будет ой-ой-ой связкам. Контроля-то нет, а самостоятельно еще не можем проконтролировать. А так называемое «мычание» и «бурчание» (я не буду в лекциях на этом останавливаться подробно, это все на практике надо смотреть) — безопасно для голоса. Помните — не торопитесь. Во всем нужна умеренность. Голос вообще штука требующая терпения и усердия. Но зато он очень благодарный...

Прелесть этих упражнений в том, что вы не испортите себе голос, даже если будете делать их неправильно. Пользы — да, может не быть. Но и вреда не будет. Плюсы — это можно делать в любом месте и необязательно перед пением. Нужно долго говорить на публике? Точно так же можно их быстренько проделать и подготовить свой голосовой аппарат к действиям.

Из самых распространенных упражнений — безусловно всем известные упражнения арпеджио (условные до-ми-соль от любой ноты). Не стоит от него отказываться только на основании того, что оно избито, всем знакомо и вообще неинтересно. Как ни странно — оно достаточно хорошее и полезное. Хотя почему же странно, оно проверено годами и тысячами учеников. Главное — делать его «со смыслом», а не страданием на лице — опять оно.

У каждого преподавателя есть целый список своих личных упражнений.  Среди них обязательно будет это трезвучие. А может быть, будет и гамма. В различных вариантах. Очень полезное упражнение для сглаживания разных регистров. А еще оно обладает одной хитростью — вы не замечаете, как взбираетесь на высокую ноту. Некогда раздумывать — так много нот надо пропеть сначала ввысь, потом вниз, да еще и на дыхании, да еще и в темпе.

Еще я бы остановилась на том, как именно вы пропеваете ноты. На лекциях я буду разные загадочные слова говорить, большинство вы наверняка знаете, но я все же создам словарик, где будут собраны все термины. Так вот, можно петь легато, можно нон легато, можно стаккато. Обычно вы пропеваете упражнение на одном дыхании, не прерывая линию, как бы переходите от ноты к ноте, соединяя их. Это и есть легато.  Если вы пропеваете каждую нотку отдельно, при этом на каждом звуке «присаживаетесь», останавливаетесь, но не обрываете линию, а ведете одной ниточкой, — это нон легато. Это лучше на практике послушать. И есть вариант, когда каждая нотка — остренькая, как будто вы иголочкой прокалываете вершинку купола. Сразу отмечу — кому-то это упражнение дается очень легко и только за дыханием нужно последить, а кому-то — ну очень тяжело. Даже может создаться ощущение, что это невозможно сделать, звучит хрипло, тяжело. Не отчаивайтесь, если у вас именно так. К этому упражнению можно вернуться позже или поискать варианты. К примеру, даже самые распространенные и известные упражнения могут отличаться тем, на какие гласные или согласные вы поете. Попробуйте дома поэкспериментировать: взять одну и ту же мелодию и спеть ее разными способами. К примеру — все на А, на О, на И. А затем попробуйте это сделать с согласными — ла, да, та (или другие гласные подставить). И вы поймете, как по-разному это все выходит. Причем, все мы очень индивидуальны! Все! И если вы делаете какое-то всем известное упражнение и вам оно неудобно — вот не факт, что вы просто не умеете его делать. Возможно, вам оно просто не подходит! И надо найти другое, свое. Лучше, конечно, это делать под присмотром кого-то. По крайней мере — на первом этапе.

Кроме распевочных упражнений, существуют еще специальные, заточенные на решение конкретных пробем, а также вокализы — специально написанные песни без слов (иногда со словами, но очень специфическими, к примеру — набор самых распространенных слов из чужого языка или термины). Они не просто полезны, они обязательны даже тем, у кого нет проблем с раскоординацией, с интонированием и прочими подобными вещами. Упражнения должен подобрать для вас педагог исходя из вашего состояния. К ним нужно относиться как к «расходному» материалу, поработали над ними — и пошли дальше. Не получается — не надо биться головой о стену. Лучше отложить и попробовать другое. В нашем случае — бесконечное повторение не получающихся упражнений скорее повредит, чем поможет. Лучше взять другое упражнение, а попозже вернуться и попробовать еще раз.

При обучении практикуют такой способ — изучается ария, доводится до какого-то приемлемого состояния и откладывается. Это означает, что ария была взята «на вырост»,  она должна «полежать», за это время подтягивается техника вокала, ария — поверьте — никуда не уходит из сознания, певец то и дело внутри себя к ней возвращается. А затем к ней возвращается и педагог, и ария уже доводится до конца. В случае упражнения и вокализа иногда можно и не возвращаться. И вот именно их очень сложно петь самостоятельно. Все они рассчитаны обычно на более сложную технику, чем есть у учащегося, и лучше это делать при педагоге. Опять же — хотя бы первые месяцы.

Страшно, да, звучит? Первые месяцы... А вот вся история этого предмета такая, что если втянешься... и нескольких лет будет мало!)

А пока перейдем к домашнему заданию.

  1. На третьем уроке мы с вами уже сделали несколько распевочных упражнений. Расскажите, пожалуйста, насколько понятно объяснение этих упражнений, насколько сложно их воспроизводить самостоятельно и получается ли делать дома каждый день? 
  2.  Встречались ли вы с распевками ранее? Возможно, в детстве — в школе, обычной или музыкальной. Какие распевки использовались чаще всего у вас?
  3. В лекции было предложение попробовать одно и тоже упражнение на разные гласные согласные. Напишите, мне, пожалуйста, что в итоге вышло? Что вы делали и что лучше всего подошло в вашем случае?
  4. Есть вариант найти «минусовки» для распевок, это для тех, у кого нет собственного инструмента. Напишите, если вам это нужно — подберем то, что вам подходит.