Работа над материалом

Здравствуйте, уважаемые маги. Мы с вами вновь встретились, и меня это несомненно радует. Уроки не проходят даром, пора переходить к работе над материалом. Мы же не только ради упражнений это делаем? У каждого из  нас есть цель — какая-то любимая песня, которую хочется исполнить.

Начнем с выбора песни. Учтем, что еще не все песни нам по зубам. Прослушаем песню и мысленно пропоем ее. Установим самые сложные для нас места — слишком высокие ноты или, может быть, слишком низкие? Высокий темп или слишком длинные медленные фразы — не хватает дыхания? Оцените предварительно, насколько эти места сложны для вас. Одно дело, если вы, условно, можете спеть ми второй октавы, а в песне встречается си второй октавы, другое — если при имеющейся в диапазоне ми нужно взять фа или фа диез (разница незначительная). В первом случае есть три варианта: отложить песню, попробовать спеть ее ниже (придется проверять, не появились ли невозможные пока для вас нижние ноты), а можно переработать немного, убрать крайние ноты, не совсем убрать — а спеть в другом месте. К примеру, есть замечательная песня Кристины из мюзикла Уэбера «Призрак оперы». Ее ария в конце звучит на си второй октавы и для многих это становится непреодолимым препятствием, чтобы петь эту арию. Можно взять более простой вариант — спеть в этот момент не си второй, а си первой и затем закончить на нужной ноте.

Мне могут возразить — потеряется вся красота арии. Да, потеряется. Получится несколько другая ария. Но эти вещи делают даже на оперной сцене. И знатоки сидят с нотами сложной партии и слушают — возьмет певица самую верхнюю ноту или нет. Отвечу еще проще. Вы хотите петь? Пойте. Перерабатывайте материал под свой голос. Вносите в него свои нюансы и краски. Вы не имитатор, вы исполнитель. Будет не так красиво, как в оригинале. Но на то мы и учимся, чтобы совершенствоваться. И если в процессе не петь — то как достичь результата?

Темп и дыхание — дело техники. Этого бояться точно не надо, это не основание отказаться от песни.

Итак. Песня выбрана. Для начала ее нужно выучить. Если вы знаете ноты и у вас есть эта песня в нотном материале — все просто. Вы учите песню по нотам, учитывая длительности, штрихи и прочие детали. Если нот нет — то учить придется по слуху. Это сложнее для тех, у кого раскоординация слуха и голоса. Ибо вам надо не только правильно услышать эту песню, но и правильно голосом попасть в нужные ноты. Если песня записана нотами — вы в любой момент можете остановится, сыграть не получающуюся ноту и голосом найти ее. Если она только в записи...  тут остается очень много слушать эту песню, проникаться ею, чтобы эта мелодия стала вашей, чтобы вы ее чувствовали. И сверять — правильно ли вы идете по нотам. К сожалению, тут поможет, если вы это делаете самостоятельно, только запись. Нужно записать себя и прослушать. Если слух у вас есть (а раз вы уже на четвертой лекции, то он явно есть), то вы услышите проблемные места. Записывать можно по кусочкам. Лучше всего работать с песнями, у которых есть как полная версии песни-оригинала, так и минусовка — музыка без голоса. Минусовок в сети много. Но к моему сожалению, часто нужных не найти. Тут я пока помочь вам ничем не смогу. Заказывать аранжировку дорого и есть смысл это делать только для серьезных выступлений. Можно еще попросить друзей, владеющих инструментом, чтобы они сыграли и записали вам минус. Для обучения — будет вполне достаточно.

Для первой пробы — можно взять хоть «Елочку». Буквы над нотным станом — подсказка тем, кто умеет играть аккомпанемент на гитаре или фортепиано, я не буду сейчас останавливаться на этом. Лучше посмотрим нотную запись этой песни.

Если у вас идеальный слух и нет раскоординации — то, скорее всего, вам это все будет легко и вы спокойно перейдете к работе над смыслом. Если не так повезло — то над всем этим придется поработать подольше.

Слова лучше выучить на самом первом этапе — будет проще, не будете отвлекаться. Если слова сложные и на это нужно время — учите мелодию вокализом, то есть пойте слоги или просто гласные. Ваша задача — безукоризненно спеть мелодию.

Итак. Вы можете петь песню достаточно свободно, не фальшивя. А о чем эта песня? Веселая или грустная? От первого лица или это рассказ? Обо всем этом можно подумать и сразу. Просто мне это не описать сразу же, поэтому вы можете совместить это с самым первым этапом.

Опять же, повезло тем, у кого ноты. Композитор сделал все за вас. В нотах есть все нюансы, все эти крещендо-ритенуто-пианиссимо — все это требует просто соблюдения указания композитора. А если это песня, которую вы слушаете из контакта? Не советую ориентироваться на то, как поет исполнитель. Дело в том, что он поет от себя. Для него важны именно его переживания, его ключевые точки в песне... И если это не классическая ария, где существует традиция исполнения и определенные акценты в нужных местах, то я бы советовала переосмыслить песню в своем ключе. Тогда это будет не просто механическое повторение чужой песни, а ваше исполнение, ваша песня.

Кому-то будет удобно записывать песни — хотя бы словами. И прямо в тексте записывать возможные подсказки себе, где ставить акценты, где усилить звук, где спеть потише. Чтобы не придумывать каждый раз с нуля.  И даже если, в зависимости от настроения, вам будет хотеться спеть иначе, ключевые подсказки все равно останутся такими же.

Окей, песня выучена. Аккомпанемент у вас уже есть — мы об этом говорили в самом начале. Теперь нужно ее кому-то спеть. Если вы из тех счастливчиков, которые не боятся петь на людях, — я вам завидую. Дальнейший шаг вам не нужен — вперед к выступлению! Если же вам страшно и вы считаете, что не готовы, — начните с кого-то. С преподавателя, друга, родственника. Спойте вживую или на запись. И готовьтесь к критике. Если ее не будет — вас щадят. А нам нужна правда, чтобы работать дальше.

Наш вокальный аппарат можно в данный момент сравнить с механизмом. Начало занятий — разбор механизма. И в какой-то момент хочется воспользоваться им, а механизм разобран. И в этот момент критика может очень больно ударить нас. Можно об этом прямым текстом сказать тому, кому вы показываете исполнение. Объясните, что вы уязвимы, но решились. И не бойтесь. Критика — наш лучший помощник. Рассказывают, что после окончания спектакля Карузо бежал за кулисы и спрашивал — ну, как я сегодня спел?! Представляете? Один из самых известнейших  исполнителей очень боялся, что именно сгодня он прозвучал плохо.

В общем, не бойтесь критики. Научитесь воспринимать ее с благодарностью. И научитесь критически относиться к критике)) Более подробно об этом мы поговорим в следующий раз)

Домашнее задание.

Мы с вами выбрали песню, над которой будем работать. И домашнее задание будет следующим:

Напишите слова на листке бумаги. Выделите — подчеркните и подпишите — сложные для вас места (слишком низко или слишком высоко, неудобные фразы или слова, звуки)

Поставьте галочки там, где вы будете брать дыхание.

Если у вас есть ноты — то все это можно сделать прямо на них. Нет — просто на словах.

Телефоны с камерами есть теперь практически у всех. Так что не будет проблемы сфотографировать и прислать мне эти записи)

Это и будет вашим домашним заданием.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.