Возможные проблемы при обучении

Добрый день, уважаемые студенты. Я надеюсь, что вы успешно осваиваете упражнения и работу над материалом.

Есть везунчики, которым это все не нужно. У них изначально нет проблем, поставлен голос. И работают в основном над материалом, над подачей, над выступлением. Таких не так много. Но все же чаще встречается ситуация, когда есть та или иная проблема. Рассмотрим некоторые из них.

Возможные проблемы на начальном этапе.

1. На некоторых гласных петь сложнее, чем на других. Это же касается разных слогов и согласных. Вокальная музыка сильно отличается в зависимости от языков. Один из самых певческих языков — это итальянский. Русский считается не очень легким. Обратите внимание, как вы разговариваете. И как говорят вокруг. Насколько сильно при разговоре раскрывается рот?  Мы можем говорить практически с закрытым ртом. И все равно друг друга поймем. А пению это сильно мешает. И определенные гласные помогают нужным образом взять звук, облегчая работу.  Причем, у разных людей это могут быть немного разные звуки, мы говорили с вами об этом на прошлых уроках.

2. Неудобные ноты. Есть такое понятие — переходные ноты. Они примерно одинаковые для похожих типов голосов. К примеру, у сопрано это обычно ми-бемоль, ми и фа второй октавы. Причем необязательно все три нотки, может быть и одна. У меня, к примеру, это ми. Оказалось, что петь выше этой ноты намного проще — лично мне, чем начинать с этой ноты. (В романсе «Ночь светла» припев начинается именно с этой ноты, и это стало для меня камнем преткновения. Я считала, что это верх моего диапазона. Пока не узнала про переходные ноты и не рискнула петь выше).  Аналогично в начале первой октавы — там, где грудной регистр переходит в головной, — петь очень неудобно. Решение тут одно — приспосабливаться именно к этой ноте, понимать, что лично для вас она переходная, и не расстраиваться из-за этого. Ну, переходная и переходная. Зато вы выше можете петь и ниже, и там голос звучит отлично!

3. Раскоординация муз.слуха и голоса. Раскординацию можно условно разделить на три типа:

а) Не только не попадаете в ноты, но  и не слышите этого. Это скорее всего — отсутствие слуха.

б) Не подаете в ноты, не слышите этого сразу, но при прослушивании записи — вы это слышите.

в) Во время занятия вы слышите, что неправильно попали, сразу же слышите. Но сразу нужные ноты взять не можете.

Самый сложный случай — первый. Говорят, и с ним справляются. Верю, но не знаю как. Второй поддается корректировке, но за разные сроки, в зависимости от начальных данных. Учтите, что решение этих проблем в принципе не очень быстрая штука. Терпение, труд, методичность и умение не сдаваться — только это может помочь.

Третий тип встречается очень часто, в основном у людей, которые только начали заниматься пением. Такое может быть и у профессионалов — при болезни, переутомлении, опьянении... А может быть, это слишком высокая или низкая для вас нота. Обычно плавание мимо нот связано с самоконтролем. Как только происходит отвлечение внимания — нота «уезжает». Сюда же накладывается общепсихологическое «мне не нравится, как я звучу»! В страхе издать некрасивый звук, ученик отвлекается и теряет контроль над высотой звука. И тут поможет только практика — петь на небольшой громкости (сила звука отвлекает от точности и не дает полноценно контролировать высоту звука),  достигая точности и постепенно увеличия силу звука. И работать лучше не сразу над песней, а начинать с отдельных нот. Если вы не слышите сразу же, точны вы или фальшивите, то обязательно нужно записывать себя и слушать потом.

Торопыгам скажу: очень часто проблема в мышечной координации. Такую координацию развивают точно так же, как развивают любую мелкую моторику — терпением, регулярностью и постепенностью занятий. 

4. Отсутствие навыков.  Если вы в школе проходили Теорию музыки, которую ведет Александра Понд, то вам будет намного проще, чем тем, кто прогулял все уроки. В противном случае я бы рекомендовала хотя бы просто просмотреть ее лекции или найти маггловские учебники по сольфеджио.  Ведь нам, по сути, нужно уметь следующее:

— понимать нотную грамоту;
— петь с листа;
— чисто интонировать;
— быстро запоминать мелодию;
— подбирать по слуху.

 А без теории музыки это будет сделать сложнее.

Приведу схему, как можно работать с музыкальным текстом при наличии проблем и минимальном знании теории:

1. Прослушать произведение — и не один раз.
2. Найти ноты  произведения. Если нот нет, а теорию вы знаете, вы можете записать мелодию нотами самостоятельно.
3. Несколько раз в медленном темпе проиграть произведение, пропевая «внутри себя», внутренним слухом, слушая инструмент.
4. Пропеть в голос, не забывая о дыхании и формировании звука. По нотам и с проигрыванием мелодии.
5. Если у вас есть плюс — то пропеть под плюс несколько раз, пока не убедитесь, что запомнили мелодию.
6. Петь про себя под фонограму.
7. Петь в голос под фонограму.
8. Пропеть все произведение на вокализ — гласными или в сочетании согласных и гласных. Любых.
9. Выучить текст наизусть.
10. Спеть текст под минус. Записать это и прослушать. Найти ошибки и поработать по отдельности с каждой.

Для уроков проще всего брать произведения, где нет дополнительных обработок, нет вставок или особого звучания. Берите простые мелодии, на них учиться правильнее.

Один из варинтов работы с музыкальным текстом: прорисовать мелодию. Слушайте внимательно и рисуйте. Пошла мелодия вверх — линия идет вверх, идет мелодия вниз — ведите линию вниз. Если пауза — прервите линию. Следующий кусочек начните рисовать, учитывая высоту следующего звука: если он выше, чем предыдущий — начните линию повыше, если ниже — начните пониже. И снова — вверх-вниз. А затем, по нарисованному, пропойте несколько раз, следя за тем, куда идет мелодия. 

Кстати, композиторы иногда даже сами подсказывают! Посмотрите, как нарисованы лиги. Практически это вам и надо нарисовать, только без нот.

Еще вариант - пропевайте всю мелодию на «брр» — это условное обозначение того упражнения, которое мы изучали с вами на первом онлайн-уроке. Следите, чтобы дыхания на фразу вам хватало!

Вариант записи мелодии для тех, кто творчески подходит к делу!)

Домашнее задание.

1. В предыдущей лекции есть картинка с песенкой Елочка. Через любую программу, работающую с рисунками, нарисуйте стрелочками направление мелодии. И пришлите мне то, что получилось.

2. Мы с вами выбрали произведение в самом начале. Теперь вам предстоит обработать его  по вышеизложенному материалу — по одному из вариантов:

а) На нотном стане нарисуйте мелодию и подпишите слова. Мелодию можно нарисовать как угодно) Главное, чтобы я поняла, где звук идет вверх, где вниз.

б) Если вам совсем совсем никак не нарисовать это на нотном стане, возьмите листок бумаги, лучше альбомный, напишите слова — фразами. И над словами нарисуйте направление мелодии. Не забывайте, что если мелодия стоит на месте — это тоже нужно рисовать.

В общем — развлекайтесь, но в рамках задачи)

Сфотографируйте результат — и пришлите мне, пожалуйста)