Эмоции и дыхание

Сегодня я хотела бы начать разговор о разных мелочах, которые позволяют находить общий язык ученикам и преподавателям, — слова, образы, звуки. И начну я с дыхания. 

Скажи слово «дыхание» — и тут же всплывают в памяти такие понятия, как «опора», «пение на дыхании» и так далее. Это все верно.
Однако кроме этого дыхание нам может сказать еще очень о многом!

  1. Давайте вспомним: как мы ведем себя в разных ситуациях? Возьмем ситуацию «внезпная радость». Как мы будем выглядеть со стороны? Как будем двигаться, какие были бы движения? Скорее всего, движения были бы легкие, порывистые, быстрые. А если это «ужасное известие»? Руки тут же  станут тяжелыми и «упадут», во всем будет вялость, шаги тяжелыми...
    «Раздражение» приведет к резким, импульсивным движениям. «Мечтательность» приведет к плавности. И так далее. То есть наши эмоции отображаются на движениях, а также на дыхании.
    Композиторы очень активно используют ритм мелодии для отображения эмоций. А вокалисты помогают этому дыханию.

    Приведу для лучшего понимания арию Марицы из оперетты Кальмана. Сравните глубокий спокойный вздох в начале арии («Снова слышу скрипок пенья и цимбал призывный звук») с коротким дыханием в более быстрых мелодиях в конце арии («Мелькнет зарницей на одно мгновенье, словно призрак иль виденье»).

    Соответственно, когда вы сами изучаете произведение, дыхание должно соответствовать характеру песни. Очень частая ошибка — глубоко и спокойно дышать в стремительных мелодиях и наоборот.



    А что делать, если мелодия требует плавности, слишком длинная и без пауз для дыхания?
    В этом случае дыхание тихонечко «перехватывают» (дышат беззвучно, коротко, как бы вокруг ноты, не полноценно, а чуть подтягивая воздух), чтобы не сбивать общей фразы. Мы как бы маскируем вздох и сильные доли фразы, получая эффект затянувшегося вздоха, мелодия становится шире, наполняясь эмоциями глубокого переживания.
    .
  2.  А еще у вдохов есть высота. И по вздоху определяют — взволнованный вздох (в высокой позиции) или вздох разочарования, начинающийся довольно низко и ведущий мелодию еще ниже.

    И высота вздоха позволяет нам не только выразить эмоцию, но и, что для нас очень важно, подготовиться к «неудобным» для нас нотам. Перед пассажем, ведущим наверх, вздох должен быть так же высоким. Если предстоит вести мелодию вниз — начните вздох пониже. Очень тяжело брать высокие ноты, если вздох «низкий». Как раз в этих случаях у ноты появляется призвук — низкая нота, которая затем переходит в нужную. А зачем нам этот призвук? Лучше сразу взять вздох, максимально близкий к нужной ноте и начать петь с чистого звука.

  3.  Короткий вздох — короткий, но взволнованный, нарочито эффектный — позволяет показать крайнюю степень волнения. Для примера приведу Арию Гориславы из «Руслана и Людмилы» Глинки. Примерно с третьей минуты послушайте фразу  «Когда для неги в тишине платок был брошен не ко мне». Обратите внимание, как певица в этом месте дышит. Для пения это не сильно важно, а вот для передачи эмоций — очень даже важно.



    А чтобы понять это еще более явно — послушайте эту же арию в другом исполнении, более сдержанном. Фраза звучит совсем иначе. И характер Гориславы вырисовывается совершенно иначе.

Ну, и чтобы не уходить с урока с одной теорией, немного практики.

Для пения важно не только правильное взятие дыхания, но и правильный выдох во время пения. И одно из самых хороших и полезных упражнений — это сдувание «шарика». Представьте себе надутый круглый шарик. Хорошо надутый. И вы в нем прокалываете дырку иголочкой. Дырка маленькая и воздух выходит равномерно и со звуком. Если перевести звук в буквы, то мы услышим что-то вроде «Тц-ц-ц-ц-ц-ц-ц».

Вот и изобразим из себя этот шарик! Резко вдыхаем носом (предварительно выдохнув, то есть вдыхаем заново, без остатков воздуха с прошлого вздоха). Вдыхаем в самую нижнюю часть живота (ну, как получится, естественно) И вот с этим звуком — «тццц» —  медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Как только вы нарушите ровность выдоха — звук изменится. Чтобы этот звук оставался ровным и правильным, не расслабляйте мыщцы живота до последнего момента, поддерживайте напряжение. Чем дольше удастся удержать такой звук — тем лучше. Для начала и 20 секунд неплохо!

  В качестве домашнего задания:

1) Проделать упражнение и сообщить о результатах — на сколько секунд хватило)

2) Сравнить две записи «Гориславы». Какая вам больше нравится и почему? Своими словами, как чувствуете.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.