Характеристики звука

Сегодня мы с вами немного поговорим о том, какими словами мы обсуждаем музыку, пение, звуки, тембр. Это не только определения и специальные термины, но и обычные слова — как мы обычно говорим, основываясь на восприятии органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.

Если вы в школе пели в хоре (а по-моему, мало кто избежал этой участи), наверняка слышали, как руководитель (дирижер) говорил вам: «Возьмите звук выше, спойте фразу мягче». И мы почти сразу понимали, о чем речь в данный момент.

И если мы начнем разбирать характеристики звука, то станем говорить в первую очередь о высоте звука, о громкости, длительности и, что для нас очень важно, о тембре звука.

С высотой звука все просто — она зависит от частоты колебания звука. С ростом частоты высота звука увеличивается. При этом восприятие этой высоты зависит от физиологических особенностей органа слуха. Человеческое ухо может воспринимать звуки частотой примерно от 20 герц до 20 килогерц.
Утверждается, что с возрастом наше восприятие ухудшается и мы не слышим звуки высокой частоты. Цитирую: «Например, в возрасте до 18 лет звуки частотой 14 килогерц слышат около 100%, в то время как в возрасте 50–60 лет — только 20% слушателей. Звуки частотой 18 килогерц к 18 годам слышат около 60%, а к 40–50 годам — всего 10% слушателей».
Есть даже специальные записи для проверки возраста по слышимости. Только учтите — для настоящей проверки должны быть очень хорошие колонки или наушники.



Громкость звука — чем больше амплитуда колебаний в звуковой волне, тем громче звук. Возьмем треугольник и ударим по нему несильно — амплитуда колебаний небольшая, звук негромкий и быстро затухающий. Ударим сильно — увеличим амплитуду колебаний и тем самым вызовем более громкий звук.
Опять же, громкость звука зависит и от того, насколько чувствительно наше ухо к данному звуку. Частота 1–5 кГц — самая для нас благоприятная (наше ухо лучше всего воспринимает эту частоту).

Определение длительности звука я просто процитирую: «Длительность звука — это продолжительность звучания сигнала — время от момента появления звука до момента полной тишины».
 
 Ну и самое для нас важное — тембр.

Опять цитата: «Тембр (фр. timbre — «колокольчик», «метка», «отличительный знак») — обертоновая окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой, громкостью и длительностью)».
Звуки называют яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие, глухие, шумные).
Посмотрите, какие слова приводятся — стеклянные, звонкие. Добавлю — серебряный звук, светлый, темный, может, сами что-то добавите?

Самое грустное тут для нас — тембр в большей степени зависит от врожденного устройства гортани, от устройства ваших резонаторов (ротовой полости, носовой, головных резонаторов). Голос — это очень сложная акустическая система, которую можно настроить, сделать более громкой, свободной, поднять высоту звука и т. п. Но! Что дано природой — то дано, можно добавить краски, добавить обертонов, но все же ваш тембр, ваш уникальный голос, тот самый, который принадлежит лично вам и не дает спутать с другим, — он больше врожденный. И кому-то повезло больше —от природы тембр настолько красивый, что даже с фальшью и неправильным пением его приятно слушать. Другим нужно поработать как следует, чтобы раскрыть все краски своего голоса, чтобы он зазвучал красиво и полно. Третьих слушать не очень хочется, даже если профессионально поет. Только учтите еще одно — восприятие тембра так же очень индивидуально. Не нравится одним — и очень нравится другим. Так что у всех есть свои шансы и своя ниша!)

Добавлю еще одну цитату: «На тембр влияет акустика помещения — частотные характеристики поглощающих, отражающих поверхностей, реверберация и др. Тембр характеризуется количеством обертонов в составе звука, их соотношением по высоте, громкости, шумовыми призвуками, начальным моментом возникновения звука — атакой (резкой, плавной, мягкой), формантами — областями усиленных частичных тонов в спектре звука, вибрато и др. факторами. Тембр зависит также от суммарной громкости звука, от регистра — высокого или низкого, от биений между звуками. Тембр сильно влияет на звуковысотную интонацию — определённость звука (звуки низкого регистра с малым количеством обертонов в отношении высоты часто представляются расплывчатыми), на способность звука распространяться в помещении (влияние формант), на разборчивость гласных и согласных в вокальном исполнении».

Новое слово — форманта (от лат. formans, род. падеж formantis — образующий) — область усиленных частичных тонов в спектре музыкальных звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков. Кстати, форманта возникает под влиянием резонаторов. Термин появился, когда физиолог Л. Герман занялся изучением отличия одних гласных от других. После ряда опытов было установлено, что для  гласной «у» характерно усиление частичных тонов от 200 до 400 герц, для «о» — 400–600 герц, «а» — 800–1200, «э» — 400–600 и 2200–2600, «и» — 200–400 и 3000–3500 герц.
И вот ту самую серебристость и блеск звуку придает высокая певческая форманта (около 3000 герц), а мягкость и округлость — наоборот, низкая форманта (500 герц). Высокая форманта способствует полетности голоса — именно певцы с высокой формантой могут петь в огромных залах без всякого микрофона.
 
 Что-то много я дала теории для практического урока)) На этом остановимся.

И в качестве домашнего задания:

1. Пройдите проверку слуха и расскажите о результатах — сколько вам по этому тесту лет?)

2. Возьмите любого певца — желательно общеизвестного, лучше из классического вокала или поющего актера. И попробуйте подобрать к его голосу описание, какой у него голос? Мягкий, звонкий, темный, светлый — необязательно из того, что приведено выше. Это может быть и сравнение с цветом, с едой, да с чем угодно — это же вы сравнивать будете, а я буду читать!)

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.