Доверие и другие сложности при обучении

Сегодняшняя лекция будет немножечко о психологии на уроках вокала. Совсем немножечко — так как я все же не психолог.
И все же, в процессе обучения приходится постоянно искать ходы и варианты общения с учеником. Ведь с каждым нужно работать по-своему. Поэтому я немного поделюсь опытом, авось и вам пригодится.

Когда человек приходит учиться вокалу — сольному — далеко не каждому это дается легко психологически. Отсюда всевозможные зажимы в самых разных местах тела, которые так или иначе мешают нам петь и не дают раскрыться голосу полноценно.
Первое и самое важное, что нужно помнить, — к педагогу по вокалу надо относиться как к доктору. Или вы принимаете его, доверяете ему и выполняете его требования, или ищете другого, подходящего лично вам педагога.

У нас бытует неверное мнение, что менять педагога нехорошо. Особенно в государсвенных учреждениях. Дали педагога — вот с ним и учись. А что делать, если с ним не получается наладить личный контакт? Когда невозможно на уроке расслабиться, когда постоянно ждешь окончания урока и идешь на занятия с негативом? Однозначно — менять педагога.
На уроках — особенно на начальном этапе — приходится делать весьма странные вещи. Если пройтись по коридорам частных музыкальных школ (частных, потому что любители взрослые в основном занимаются именно там), то чего только вы не услышите.

Из-за двери одного кабинета слышатся повизгивания. Из другого — странные стоны. Из третьего топот ног (это на уроке вокала-то!). В общем, со стороны это часто выглядит странно.
А насколько мы любим выглядеть странно? Даже в ХС и Аргемоне, при всей нашей расслабленности и раскованности, подчас не хочется выглядеть смешным. И мы начинаем смущаться и думать: «Что этот педагог творит и какое это отношение имеет к вокалу?».

В мире нет единой методики преподавания вокала, нет одной какой-то самой признанной школы. Наоборот, их так много, что каждый педагог добавляет что-то свое и получает совершенно новое! Плохо это или хорошо — неизвестно. Была бы одна школа — пели бы все одинаково... А так разнообразие)
И тут важно довериться тому педагогу, к которому вы пришли.
Зачем он заставляет ходить и подпрыгивать? Да внимание отвлекает от напряжения в пении и зажимы снимает.
Зачем вдруг теннисный мяч на уроке вокала? Да для правильной подачи звука, его посыла.
Зачем лежа петь, да еще с книжками на животе и приподняв ноги и голову? Да для того, чтобы ощутить правильную работу дыхания.
И так далее и тому подобное. Ни один педагог не будет вас мучить всем этим просто так. Ему это не нужно. Каждым таким упражнением он решает конкретные задачи, которые необходимо решить именно вам и именно в этот момент.
И у каждого свои приемы, свои какие-то образы или объяснения, которые помогают передать опыт и показать, что именно нужно делать.

Разумеется, многие обмениваются опытом и часто одно и тоже упражнение можно встретить совершенно у разных педагогов. Наблюдается даже некоторая преемственность (собственно она и называется Школой), от более старшего педагога к ученику, который сам в свою очередь становится педагогом и учит своих учеников. Тем не менее, все люди разные, и то, что подходит одному, не подходит другому. Это нормально и естественно!

Поэтому не бойтесь поговорить с педагогом и спросить его, для чего то или иное упражнение. Технарям так это вообще полезно — разобраться в механике процесса.
Не бойтесь говорить о неудобствах, которые возникают у вас при выполнении упражнений, — они могут быть связаны с неразвитостью нужных мышц (как и в спорте), а могут и не подходить лично вам. Не скажете — педагог не узнает, что вам это критично, будет продолжать (не всегда со стороны видны такие неудобства).
Не бойтесь переходить к другому педагогу, если личный контакт не получился и вас тяготят занятия. Не бросайте занятия совсем, просто найдите того, с кем вам будет комфортно вкладываться и работать так, чтобы к концу занятия пот градом катил))

И не бойтесь пользоваться помощью своего тела на уроке. На начальном этапе очень помогают следующие приемы:

  • хождение во время пения;
  • держание руки на животе в области пресса — контроль дыхания;
  • поддержка рукой высокой ноты — идет музыка вверх и ваша рука вместе с ней;
  • дирижирование себе во время пения помогает лучше удерживать ритм;
  • наклон головы при взятии очень сложной верхней ноты;
  • ведение рукой мелодии — особенно легатной, певучей;
  • смотрение в зеркало за положением челюсти;
  • самые разнообразные упражнения из области сценической речи;
  • запись собственного пения и отстранненный контроль при прослушивании. ВАЖНО! Отстраненный контроль! Свой голос редко кому нравится, слушайте не тембр, а технику!


Может быть, и у вас есть какие-то свои методики для снятия напряжения при пении?

Домашнее задание:
1. Что вам помогает расслабиться при пении?
2. Есть ли какие-то моменты, которые вы не решаетесь сказать преподавателю? (написать-то проще, пишите)