Такой разный вокал

Ну что же, продолжим наши беседы?) Мне сложно называть это все лекциями, скорее все же мы беседуем сразу после наших практических занятий. Надеюсь, что все эти беседы проходят для вашей пользы.

Сегодня я хотела бы поговорить о том, какой бывает вокал.

Классификаций достаточно много. А я скорее согласна с мнением, что вокал стоит разделить на народный вокал и академический.

Неожиданно? А как же эстрада?

Народный вокал очень близок к разговорному пению. Диапазон такого пения, кстати, не сильно высок. Иногда кажется, что певец берет очень высокие ноты, но если найти эту ноту на клавиатуре, оказывается, что она вся в пределах первой октавы. Обман слуха? Тембр пения! Его еще часто называют белым, открытым и плоским.

А академический вокал скорее использует тембры пения, которые принято называть прикрытыми, округленными, глубокими, округлыми и так далее.

Разделять по способу пения — на груди или головным звуком — можно, но быстро вступаешь в противоречия. Мужчины почти всегда поют «грудным» звуком, у меццо-сопрано и контральто очень красивые грудные ноты, а у народников иногда можно встретить уход в головной звук, достаточно красивый.

Фольклор — этническое пение — относят к народному. А эстрада... это особый разговор. И до него мы сейчас дойдем.

Рассмотрим различные варианты, которые мы чаще всего встречаем при прослушивании любимой музыки.

Классический академический вокал. Если вы посещали уроки Музыкальной культуры, то знаете, что в нем есть деление женских и мужских голосов на несколько типов. Но все они подразумевают определенный тип дыхания и звукоизвлечения. Грудной регистр используется в основном или редко или у меццо-сопрано или контральто.  И основа пения — головной регистр. Именно он дает возможность петь максимально высокие ноты женщинам. Звук часто звучит очень округло,  «оперно». Но на самом деле — это совершенно не обязательно. Более того, есть такой термин — «заглубленный» звук. Когда создается некое ощущение, что поют глубоко «темно». Куда красивее звучит естественный ваш звук, правильно «собранный».

Этим звуком поют оперные партии, а также классические романсы — Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков и другие.

Оперетту выделяют в отдельный вид. В классе оперетты обязательно будут танцы и намного больше движения, чем в классе оперы. Главное отличие (опять же, тем, кто посещал уроки Музыкальной культуры оно известно) — это обилие обычных речевых вставок, когда текст просто говорят, а не пропевают, как в опере. Звук более открытый и светлый. Однако это все настолько близко, что многие оперные певцы, наиболее известные нам как исполнители именно оперных арий, вполне успешно поют оперетту. Как пример, могу назвать Елену Образцову, чей диск с ариями из оперетт доступен на Озоне.

Музыка из кинофильмов — основа — та же академическая школа. В институтах, где готовят актеров, часто преподают те же педагоги, что и в вокальных вузах. При этом их не учат петь оперные арии, им это совершенно не нужно. Но правильная постановка, посыл звука в голову на верхних звуках — в общем-то, все то же самое.  А иногда в фильмах используют профессиональных певцов, которые идеально встраиваются в канву фильма. Послушайте песни из фильмов «Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и т. п. И оцените диапазон песни волшебника — «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно — волшебно!».

И эту музыку скорее можно отнести к советской эстраде (см. ниже).

Бардовская песня не требует особого вокала (та, которую поют у костра). Важнее слова, эмоции. Хотя если вы послушаете квартет, а затем и квинтет Никитиных, то услышите, насколько чистое там многоголосье. И там звучит скорее все та же советская эстрада.

Советская эстрада. На мой взгляд это уникальный отдельный жанр. Если взять песни, исполняемые Любовью Орловой, вы сразу же поймете о чем я. Если не брать имитацию чужого языка, возьмите любую ее песню — без классического вокала вам спеть ее скорее всего не удастся, особенно если соблюдать оригинальную тональность. Кстати, лучшие исполнители советской эстрады заканчивали консерватории и пели академические арии. Муслим Магомаев пел в знаменитом оперном театре Ла Скала. Синявская, знаменитая оперная певица, великолепно пела на эстрадной сцене «Черноглазую казачку» (если вы знаете эту песню, то скорее всего именно в ее исполнении). Академисты просто осветляли звук, делали его более открытым, что приводило к несколько иному звучанию, чем на оперной сцене. 

Военные песни — а у нас это огромный пласт песен и их продолжают писать до сих пор — так же скорее отнесем к советсткой эстраде. Лещенко, спевший знаменитый «День победы», консерваторию не заканчивал, однако постановка у него скорее изначально академическая, недаром его взяли в Театр Оперетты.

Мюзиклы. Если послушать песню «Память» из мюзикла «Кошки» Вебера, то мы придем к мысли, что это скорее академическое пение. А если послушаем французский «Король-солнце», скорее скажем — эстрадное пение. Мюзиклы поются обычно в микрофон (один из самых верных признаков эстрадного пения, на мой взгляд). А приемы пения могут быть совершенно разные. 

Рок-музыка. Сколько энергии требуется певцу, чтобы спеть так, как они поют?! Это соизмеримо с академическим пением, где певец вынужден без микрофонов и помощи техники заражать своей энергией зрителя... При этом приемы, опять же, могут быть совершенно разные.

Эстрадное пение... Самый больной вопрос, на мой взгляд. Мой больной вопрос)) Ибо я за последнее время услышала столько вариантов его преподавания и того, что именно у нас называют эстрадным пением... По-моему, это все сборная солянка. Поют как могут и как получается. И именно сюда, на самом деле, можно отнести и советсткую эстраду, основанную на академическом пении, и мюзиклы, рок-оперы, которые поются в самых разных манерах, и рэп, цыганское пение и многое другое. На западе чаще всего поют грудным вокалом, но как бы «тонкой грудью», доходя до достаточно высоких нот — скажем, ре второй октавы. Если же им нужно взять более высокие ноты — так или иначе они будут пользоваться академическими приемами. А если нужно спеть очень низко — скорее всего, будет использована народная манера пения или смешанная — народно-академическая. Джазовое пение — это тоже эстрадное, тут скорее вопрос владением импровизациями, а это не совсем манера пения.

Так что, если говорить о технике, то тут деление будет одним. А обычно, говоря о делении, имеют ввиду стиль исполнения. И вот тут как раз появляются и экстремальное пение, и йодли и казачье пение и т. п.

Не запутались еще? А даже если и запутались — то ничего страшного в этом нет. Главное для нас — это удобное пение. Пойте так, чтобы вам было удобно и комфортно петь. И те песни, что вам нравятся. А как их спеть — выясним на практике)

Домашнее задание:

Приведите пример песни, которую вам очень хотелось бы спеть. Приведите примеры исполнителей этой песни (лучше с конкретной ссылкой на это исполнение). Попробуйте отнести исполнение к какому-либо стилю, описать с технической точки зрения (грудное или головное звукоизвлечение, какие приемы — скорее народные или академические, высокая ли песня по ощущениям, если получится — найти на клавиатуре самую высокую ноту и самую низкую в данной песне, и т. д). Чисто ваше мнение, основанное на всех тех уроках-лекциях, которые мы с вами к этому моменту уже прошли. Если получится — узнайте, какое образование у певца и соответствует ли базовое образование тому исполнению, которое вы слышите в этой песне.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.