Выбор репертуара

И снова здравствуйте, уважаемые маги-студенты)
Очень рада, что кто-то добрался до уже до третьего модуля! Это прекрасно.
И очень надеюсь, что наши уроки не прошли для вас напрасно и принесли реальную пользу. Хотя бы небольшую)

Итак, мы продолжаем. И первой темой в этом модуле станет разговор о выборе репертуара для занятий классического вокала.

Знакомясь с жизнеописанием знаменитых итальянских певцов, я обратила внимание на то, как они занимались. Первые уроки были всего по 15 минут, но практически каждый день и обязательно с педагогом! И максимум, что делали на этих уроках - распевались и делали вокальные упражнения.
В рекомендациях к серьезному обучению часто можно найти - весь первый год занятий заниматься по чуть, но часто. И петь только распевки, упражнения и вокализы.
И только после года подобного обучения можно переходить на несложные произведения.

В целом я совершенно согласна с тем, что такой подход отвечает серьезному отношению к вокалу и обещает большое и серьезное будущее вокалисту.

Однако, в своей практике я чаще сталкиваюсь с людьми, которые не собираются заниматься профессиональным вокалом, а хотят развить свои способности, петь в компании, в караоке.
При этом у них нет больших способностей, присутствует раскоординация слуха и голоса и есть различные проблемы, мешающие полноценному становлению голоса.

Что же делать в этом случае, отказаться от занятий? Решить, что петь не суждено, пойте как можете или вообще молчите?
Категорическое нет! Учиться! Развиваться!
Тем не менее, человек, который не готов заниматься профессионально, идет несколько другим путем в обучении. Возможно, в чем то более ускорено.
А главное. Желание петь уже прямо сейчас - порой затмевает сознание того, что для этого нужно много заниматься.
Что же делать в этом случае?
Правильно распоряжаться своими возможностями. Откладывать на потом более сложные вещи и все же начинать с более простых, но интересных именно вам произведений.

Распевки и упражнения - необходимая часть занятий, как с педагогом, так и самостоятельных. Их убирать не стоит. А стоит подобрать с педагогом упражнения, которые помогут спеть конкретное выбранное для обучения произведение.
Репертуар - подбирать в первую очередь исходя из возможности.. фонетики!
Что  имею ввиду под этим.

Есть два подхода к выбору произведений при обучении - русские романсы "композиторов-дилетантов" (Алябьев, Гурилев, Варламов, Даргомыжский) или старинные итальянские арии (Перголези, Джорждани, Скарлати и т.п.).

Русская фонетика иногда очень сильно зажимает вокальный аппарат, вплоть до полного зажима челюсти. Наши не очень удобные гласные и согласные мешают взять свободный звук. Не у всех. Это очень индивидуально!
А итальянские старинные арии легче фонетически, но намного сложнее по звуку. Чтобы стилистически верно петь такие арии, нужно сразу же подходить к извлечению звука достаточно серьезно. Что многих отпугивает - русские романсы в этом плане куда легче петь, слова понятнее, фразировка проще - ибо мы понимаем, что поем.

Выбор - скорее опытным путем. Попробовать взять самую простую итальянскую арию или вокализ Ваккаи (вокализы с текстом на итальянском языке, очень хорошие для начального обучения) и взять романс русских композиторов. Начинать лучше с того, что дается проще. Аналогично с другими языками - если английский у вас идеальный, попробуйте, может быть лично вам проще петь Генделя?)

В выборе итальянских арий лучше довериться преподавателю. А что делать, если хочется петь русские романсы?
Самое главное тут не браться за вещи, которые вам не подходят по типу голоса. Самое простое - определить примерный диапазон песни, выяснить, насколько он больше вашего. Если разница приличная (несколько нот), то стоит пока отложить. Если небольшая - то можно взять и на нем упражняться и развивать диапазон.
Если выбрали конкретное произведение - стоит найти в сети разное исполнение. И выбирать исполнителя близкого к вам по голосу. "Снимать с голоса" самое простое в этой ситуации. Если голос сильно отличается от вашего (сильно ниже или выше, легче или тяжелее), это может привести к неторому неудобству в пении. Если же повезет найти похожий голос - можно очень быстро "скакнуть" в развитии.

Если у вас есть какие-то определенные проблемы  в технике исполнения (сложно петь близлежайшие ноты, или наоброт скачки) - лучше избегать на начальной стадии песни, в которых есть такие моменты. А если все же взяли - включите упражнения на такие моменты. Разбираться со сложностями лучше сначала на упражнениях, а уже потом на конкретных песнях.


И в качестве домашнего задания будет как раз выбрать для обучения в этом модуле песню и объяснить, по каким критериям вы выбрали именно это произведение. Есть ли подходящее исполнение для вас, есть ли там сложности - какого характера.
Можно предложить два три произведения, с описанием того, какую конкретную задачу вы хотите решить изучая эту песню.

Спасибо за внимание и до встречи на практическом занятии)