Классификация голосов. Историческая часть.

Добрый день, уважаемые студенты. Мы с вами приступаем к последнему модулю. Это означает, что вы на 4 курсе вуза Аргемоны и это очень очень серьезно)) Вы молодцы.

И мне очень приятно, что все эти четыре курса мы с вами были рядом и занимались практической частью Музыкальной культуры.

И первая часть модуля у нас будет посвящена диапазону голосов.

Вы наверняка сталкивались с тем, что иногда песню приходится петь ниже, чем в оригинале, или выше.  . И одна и та же песня звучит у певцов по разному. При этом часто говорят – ему эта песня не идет, она слишком высокая, или низкая, или она для него слишком легкая или слишком драматичная. Если говорить об академическом пении, то можно сделать следующее сравнение – тому кто поет Снегурочку не следует петь Марфу («Хованщина»).

И связано это как раз с типом голоса певца.

Всегда ли так было? 

Вернемся в первобытные времена. Первые звуки, первые подобия песен. Ну тут уж как умели, так и рычали-мычали. Ни о каком делении речи быть не могло и максимум, что могло быть – это общая песня без слов. Но вот появляются шаманы – специалисты в своем деле, они ведут «свою» мелодию», в своем удобном – и неудобном – диапазоне. Их голоса то падают вниз в тяжелое рычание, то взлетают высоко высоко – практически в крик или визг. Часто это имитация природных звуков – животных, птиц, воя ветра или журчание воды.

В более поздние времена, с появлением песенного искусства, появляются описания голосов. Причем описание именно «поющего человеческого голоса». Высокие – низкие, светлые – темные, «пшанишные» - «ржаные», веселые – грубые, толстые – тонкие.

Но все эти голоса все равно ведут «одну» мелодию. Кто поет повыше, кто пониже. Но все вместе – «на один голос».

В Древней Греции, согласно историческим данным, была культивация одноголосного пения. И все пение делилоь на три вида:  мужское, женское, юношеское. У каждого была своя сфера воздействия.

И только с появлением «церковной» вокальной музыки появляются деления на голоса. Примерно с XII  века появляется полифоническая форма (пение на несколько голосов), требующая, чтобы один из голосов (чаще всего это был высокий мужской голос) – пел одну главную мелодию, повторявшуюся несколько раз на протяжении всей песни. Мелодию надо было «удерживать», исполнять очень чисто, точно, вести линию уверенно. Такую мелодию называли «кантус фирмус», что в переводе с латыни означает «нерушимый напев», а голос, поющий эту мелодию, назвали тенор, «ten ere» -в переводе с латыни – держать, направлять. Вокруг этой мелодии шли сопровождающие подголоски. Высокий голос – в основной эту линию вели мальчики – получил название дисканта (уклоняющийся).

Композиторы на этом не остановились. Мальчики не всегда исполняли партии, нужны были мужские голоса. И стали привлекать людей, обладающими голосами, похожими на мальчиковые. Этот голос мог петь, по мере надобности, то выше, то ниже тенора. Этот голос назвали контртенором. Но это еще не все. Требования все усложнялись и усложнялись,  и голос разделили на альт     ( что значит на латыни – высокий), высокий  по сравнению с тенором и бас (что  в переводе с итальянского – низкий. . В дальнейшем самый высокий голос получил название сопрано (от итальянского  слова sopra, что значит «наверху, выше»).

Подведем итог. Четыре категории : сопрано, альт, тенор и бас.  Обратите внимание, мы говорим о временах, когда полифоническое пение звучало в основном в  папских капеллах, где немыслимо было даже представить пение женщин.   И только в XVII веке женские голоса проникли на сцену и концертную эстраду и с того времени определение «сопрано» и «альт» закрепилось за женскими голосами, высокий же голос у мальчиков и девочек по-прежнему назывался дискантом, и низкий — альтом.

Эти четыре категории голосов и стали основой современной классификации; дальнейшее развитие вокальной музыки вызвало необходимость утверждения двух дополнительных категорий промежуточных голосов между имевшимися двумя женскими и двумя мужскими; меццо-сопрано — средний по высоте и силе между сопрано и альтом, получившим название контральто, и баритон — промежуточный между тенором и басом. Меццо по-итальянски означает «средний, половинный»; баритон же по-гречески означает «низкозвучащий», очевидно, по отношению к более высокому тенору.

Альт в итальянской школе стал называться «контральто». Во многих партитурах старых итальянских мастеров сохраняется это название альта. Последним выделился в самостоятельный тип голоса баритон. Низкий тенор дал начало лирическому баритону, а высокий бас - драматическому.

В конце XIX — начале XX века в вокальной практике, главным образом, в педагогике, появились новые определения: колоратурное сопрано, лирический, драматический тенор и другие.

Более подробно о таком делении мы поговорим на следующих лекциях.

В качестве домашнего задания

1. Напоминаю, что вы должны сдать первую запись выбранной песни.

2.  Исходя из пройденного материала за три модуля, как вы думаете,  будет ли одинаковой классификация голосов для

1. хорового и сольного пения

2. эстрадного и академического

 

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.