Классификация голосов. Варианты классификации
И снова здравствуйте .
Сегодня мы продолжим тему, начатую на прошлом занятии. Классификация голосов.
А что такое вообще голос? Вот все мы разговариваем и произносим слова. И максимум на что мы делим речь – на голоса повыше и пониже.
Однако, говорить и петь – это совершенно разные понятия. И речевой голос и певческий – так же разные понятия, в этом мы с вами неоднократно убеждаемся на практических занятиях. Так что же такое «певческий голос»?
Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Различают голос певческий. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»).
Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.
Определяющие качества голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.
Важное качество голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры . Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному.
В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.
Профессиональный голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:
В партитурах и клавирах обычно фиксируются только типовые наименования голосов.
На практике я встречала несколько типов классификаций.
Одно из них касается исполнителей в хоре. В нем осталась классификация, возникшая в первых церковных хорах. Чаще всего это:
Сопрано (первое, второе), Альты (первый, второй), Басы, и октависты.
У мальчиков так же осталось прежнее название -Дискант . Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.
Отдельно классифицируют детские голоса:
Высокие: дискант (мальчики), сопрано (девочки)
Диапазон: ДО первой октавы – соль второй октавы
Низкие: альт (мальчики, девочки)
Диапазон: ЛЯ малой октавы – МИ второй октавы
И совершенно отдельная классификация, с которой вы наверняка встречались чаще всего - классификация сольных голосов.
Упрощенно, сольные голоса делятся на:
Женские: сопрано, меццо- сопрано, контральто
Мужские: тенора, баритоны, басы
Но и это еще не все. С усложнением вокальных партий, развитием оперного искусства, голоса стали делиться еще на группы:
Сопрано - колоратурные, лирические, драматические, лирико-колоратурные и лирико-драматические.
Меццо-сопрано - лирические и драматические.
Контральто.
Тенора - лирические, драматические, лирико-драматические, алътино, характерные.
Баритоны - лирические и драматические.
Басы - высокие, низкие и октависты (профундо).
Но и это еще не все)) Выше дана достаточно развернутая классификация голосов. Однако, природа уникальна разнообразием голосов. В итоге мы можем встретить голоса с неясным характером, имеющим промежуточное звучание, например — драматический тенор или лирический баритон, сопрано — или меццо-сопрано. Эти промежуточные голоса, чаще встречающиеся в начальном периоде обучения и требующие особенно внимания, обычно в процессе постановки голоса развиваются в ту или иную сторону, но иногда так и остаются промежуточными.
Иногда встречаются и переходы от одного типа голоса к другому. К примеру, известная певица Виолетта Урмана. Начинала как меццо-сопрано, завоевала известность. А с 2002 года стала исполнять партии сопрано, заново покорив мир. А в 2015 году я ее слышала в "Сельской чести", где она пела главную партию (ее могут исполнять как высокие меццо сопрано, так и драмсопрано) и по голосу это вновь было убедительное меццо-сопрано. Или Карузо - известно, что обладая басовыми складками, он исполнял партии тенора. Причем как лирического, так и драматического характера. Или Мария Каллас, исполняющая все сопрановые партии (вне классификации - и колатурные и драматические) . Это очень соблазнительно - петь ВСЕ. Вот только это - уникальное явление. И доступно в первую очередь тем, кто очень много времени и внимания уделяют отработке технике пения. Для большинства же певцов попытка петь все - приводит к вокальной деградации.
Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т. е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.
В зависимости от того, насколько правильно выбирается репертуар (соответствующий типу голоса) , голос будет служить своему хозяину или долго и успешно, или недолго и закончится все очень печально.
Лекция, кажется, слегка затянулась. Пора переходить к домашнему заданию))
В качестве домашнего задания
Находите описание любых трех опер. Лучше всего на сайте belcanto.ru. И выпишите героев и их голоса. Почитайте описание происходящего.
И по трем операм попробуйте предположить - каким типам голосов какой характер соответствует и какие голоса чаще встречаются в этих трех операх.
Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и
волшебства Аргемона, то можно заполнить
вот эту анкету.
Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции,
посетить другие интересные предметы программы обучения
из Расписания занятий,
окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.
|