Классификация голосов. Мужские голоса - тенор, баритон

И снова здравствуйте. Мы продолжаем говорить о мужских голосах. И сегодня речь пойдет о тенорах и баритонах.

Мы уже не будем так подробно говорить, как говорили на лекции про басы, та лекция была как показатель, что можно сравнивать между собой, на что обращать внимание. Дальше вы уже можете это  делать самостоятельно. Иначе нам придется проходить еще один модуль))  А в Вузе предумотрено только четыре модуля. так что, попробуем уложить все оставшиеся мужские голоса в одну лекцию (как и в следующей лекции мы поговорим обо всех женских голосах в одной лекции).  В дальнейщем - можно будет это и изменить.

Мужской тип голоса: тенор

Среди теноров по приводимой классификации принято различать: альтино, лирический легкий, крепкий лирический, лирико-драматический, драматический и характерный тенора.

Диапазон голоса: на рисунке - общий диапазон "тенора". Может быть так же - от до малой октавы до до второй октавы. У тенора-альтино – до малой октавы – ми второй октавы. У драматических теноров – от ля большой до до второй октавы. Крайне редко встречаются голоса, диапазон которых и тембровая окраска позволили им исполнять и теноровые, и баритональные партии (например, Э.Карузо).

У Альтино и Лирического легкого тенора нижний отрезок голоса очень тихий, исполняется только на пиано. Верха  же звучат легко и изящно.  Их можно сравнить с более известными женскими голосами - колоратурное сопрано.  Эти голоса легко исполняют колоратурные пассажи и украшения. Лирический тенор имеет еще одно название – di grazia («ди грациа», изящный).  Чаще всего тенорам альтино и лирическому легкому поручаются партии героев-любовников, но исполняют они и партии стариков (Звездочет в "Золотом петушке", Юродивый в "Хованщине").

Среди самых известных арий этих  типов голоса 

Альтино: - Берендей, Римский-Корсаков «Снегурочка»; Звездочет,  Римский-Корсаков «Сказка о Золотом петушке»; Юродивый  Мусоргский «Хованщина». Пример исполнителя:  Иван Козловский.

Альтино и Лирический легкий - Баян, Глинка «Руслан и Людмила»; Индийский гость,Римский-Корсаков «Садко»; Ленский, Чайковский «Евгений Онегин»; Альмавива, Россини «Севильский цирюльник». Пример обладателя лирического легкого типа голоса - Сергей Лемешев, Юрий Марусин, Андрей Дунаев, Алибек Днишев

Лирический тенор - Фауст – Гуно «Фауст»; Ромео, Гуно «Ромео и Джульетта»; Герцог , Верди «Риголетто»; Левко, Римский-Корсаков «Майская ночь»; Рудольф,Пуччини «Богема». Среди наиболее известных исполнителей:   Альфредо Крауз

Кепкий лирический  - Лоэнгрин , Вагнер «Лоэнгрин»; Вертер, Массне «Вертер». Исполнители: Ахмед Агади, Михаил Урусов, Леонид Собинов

Лирико-драматический тенор и драматический тенор.

Драматический тенор имеет еще одно название – di forza («ди форца», сильный), что определяет его место в оперном творчестве. Для него написаны партии героические, требующие голосовой мощи и ярких тембровых красок по всему диапазону голоса. Репертуар у лирико-драматического тенора почти такой же, как и у драматического.

Это – сильные характеры, яркие личности, способные на подвиг, на долю которых выпадают большие жизненные испытания.

 Наиболее известные арии этого типа: Садко - Римский-Корсаков «Садко»; Зигфрид – Вагнер «Зигфрид»; Отелло – Верди «Отелло».

  Для обоих типов голосов подходят следующие арии: Радамес – Верди «Аида»; Собинин – Глинка «Иван Сусанин»; Лыков - Римский-Корсаков «Царская невеста»; Калаф – Пуччини «Турандот»; Каварадосси – Пуччини «Тоска».

  Из наиболее известных исполнителей: лирико-драматический - Хосе Каррерас, драматический - Энрико Карузо, Марио Ланца, Николай Фигнер, Марио Дель Монако, Владимир Атлантов, Владислав Пьявко, Пласидо Доминго

 Еще один, довольно редкий тип голоса :  Характерный тенор. Характерность его заключается в том, что в определенном участке диапазона его голос может быть наиболее выразителен и гибок в изображении вкрадчивости. Лесть, коварный шипящий шепот - все это характерный тенор. Обычно это роли второго плана, полного тенорового диапазона может и не быть. Как пример можно привести следующие роли: Шуйский – Мусоргский «Борис Годунов»; Бомелий - Римский-Корсаков «Царская невеста»; Подъячий – Мусоргский «Хованщина»; Трике – Чайковский «Евгений Онегин»; Ерошка – Бородин «Князь Игорь»; Овлур – Бородин «Князь Игорь».

Мужской тип голоса:  баритон

Тут всего два основных типа голоса: лирический баритон и драматический баритон.

Эти типы голосов сочетают в себе мощь звучания и мягкий, обволакивающе теплый тембр. Диапазон – от ля большой октавы до ля первой октавы. Нижние ноты у драматического баритона звучат сочнее, чем у лирического. На этом участке драматический баритон уверенно звучит на форте. Наиболее звучен этот голос от си малой октавы до фа первой. В ряде баритональных партий допускается фальцетное звучание, как особая краска, например, в каватине Фигаро. Лирическому баритону поручаются партии героев-любовников, которые действуют не по прихоти чувств, а продуманно и рационально.

 Наиболее известные арии лирического баритона: Жермон, Верди «Травиата»; Дон Жуан, Моцарт «Дон Жуан»; Веденецкий гость, Римский-Корсаков «Садко»; Онегин, Чайковский «Евгений Онегин»; Елецкий, Чайковский «Пиковая дама»;  Роберт, Чайковский «Иоланта»;

Среди известных исполнителей:  Маттиа Баттистини, Титто Гобби, Павел Лисициан, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок, Дитрих Фишер Дискау, Александр Ворошило, Дмитрий Хворостовский.

Драматический баритон

 Наиболее известные арии драматического баритона:  Фигаро, Моцарт «Свадьба Фигаро»; Риголетто, Верди «Риголетто»; Яго, Верди «Отелло»; Мизгирь, Римский-Корсаков «Снегурочка»;Алеко, Рахманинов «Алеко»; Игорь, Бородин «Князь Игорь»; Скарпиа, Пуччини «Тоска»; Руслан, Глинка «Руслан и Людмила»; Граф ди Луна,  Верди «Трубадур».

 Среди исполнителей: Сергей Лейферкус, Титта Руффо.

Домашнее задание будет очень простым.

Найти для каждого типа голоса исполнителя и одну и записей его исполнения.

В домашней работе прислать:  - Имя, тип голоса, ссылку на видео с исполнением и название произведения, которое исполняют.