Классификация голосов. Женские голоса

Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня последняя лекция 4 модуля и последняя лекция этого курса. Искренне надеюсь, что эти лекции пошли вам на пользу. И последняя лекция наша будет посвящена женским голосам.

Итак. Женские голоса. 

Колоратурное  сопрано - это самый  высокий  женский  голос.  Самый изящный голос из всех женских голосов. Его часто характеризуют как хрупкий, с легким серебрянным верхним регистром. Обычно такие голоса имеют диапазон от до первой октавы до фа третьй (Эльза Зак легко и уверенно держала соль третьей октавы).  Легкость  позволяет  исполнять  сложнейшие   рулады ,  широкие  скачки,   изящные   мелизмы и невероятно  бравурные  пассажи. 

Самые распространенные арии для этого голоса:

  • Царица ночи – Моцарт «Волшебная флейта» 
  • Джульетта – Гуно «Ромео и Джульетта»
  • Розина – Россини «Севильский цирюльник»
  • Виолетта – Верди «Травиата»
  • Лакме – Делиб «Лакме»
  • Шемаханская царица – Римский-Корсаков «Золотой петушок»
  • Шахсенем – Глиэр «Шахсенем»;

Для колоратурного сопрано написано очень много красивых романсов: «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.

Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Соленкова (К), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Монсерат Кабалье (Л-К), Д. Сазерленд (Л-К).

 Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий.  К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.

 Самые распространенные арии для этого голоса:

  •     Джильда – Верди «Риголетто»
  •     Антонида – Глинка «Иван Сусанин»
  •     Царевна-лебедь – Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
  •     Людмила – Глинка «Руслан и Людмила»

Лирическое сопрано - (диапазон: до первой октавы - до, рэ третьей октавы.) Голос   кантиленный , мягкий , ярко  звучит   на   всем   диапазоне. 

Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы.

Наиболее характерные арии:

  • Микаэла – Бизе «Кармен»
  • Маргарита – Гуно «Фауст»
  • Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
  • Мими – Пуччини «Богема»
  • Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
  • Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
  • Волхова – Римский-Корсаков «Садко»

Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.

Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.

Лирико - драматическое  сопрано - более объемный ,очень  выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. Оперные партии : Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида) -

•    Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
•    Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
•    Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
•    Иоланта – Чайковский «Иоланта»
•    Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин»
•    Прилепа – Чайковский «Пиковая дама»

Драматическое сопрано - сильный , объемный,  ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю  партию на сильном эмоциональном накале.  на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание.

Оперный репертуар:

  • Турандот – Пуччини «Турандот»
  • Сантуцца – Масканьи «Сельская честь»
  • Тоска – Пуччини «Тоска»
  • Горислава – Глинка «Руслан и Людмила»
  • Ярославна – Бородин «Князь Игорь»
  • Наташа – Даргомыжский «Русалка»
  • Лиза – Чайковский «Пиковая дама»
  • Катерина – Шостакович – «Катерина Измайлова»

Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда – характерно-комических.

Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).

Обладательницы этих типов (лир-драм и драм)  голосов:   Райна Кабайваньска, Фелия Литвин, Галина Вишневская , Наталья Троицкая , Любовь Казарновская, Елена Иванова , Галина Горчакова, Джесси Норман , Эва Мартон  Тереза Стратас), Лидия Абрамова

Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

Меццо - сопрано  - средний голос между сопрано и контральто.

Женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы.

Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).

Лирическое меццо - сопрано  - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон:  ля малой октавы -  ля, си второй октавы ). Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

Центральное  меццо-сопрано - крупный, плотный ,сильный голос. Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина), Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи ,фиоритуры  и  рулады. Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

Контральто -    

Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами.  Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.

Самые известные арии:

  • Ульрика – Верди «Бал-маскарад»;
  • Ваня – Глинка «Иван Сусанин»;
  • Ратмир – Глинка «Руслан и Людмила»;
  • Нежата – Римский-Корсаков «Садко»;
  • Кончаковна – Бородин «Князь Игорь».

Обладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория), а так же  Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.

 Ваша задача в качестве домашнего задания

1. Найти по ОДНОЙ записи представителя каждого голоса. Учтите, что очень часто могут встречаться одни и те же певицы, у которых на каждом сайте будет написан свой тип голоса. К примеру - Драматический, или Лирико-драматический. Не всегда используют более "мелкое"  деление голосов, пользуются укрупненной характеристикой. Можете воспользоваться подсказками в лекции.

В работе должно быть - Имя, тип голоса, ссылку на видео с исполнением и название произведения, которое исполняют.

2. А как бы вы охарактеризовали свой тип голоса?

 

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.