Классификация голосов. Женские голоса
Здравствуйте, уважаемые студенты. Сегодня последняя лекция 4 модуля и последняя лекция этого курса. Искренне надеюсь, что эти лекции пошли вам на пользу. И последняя лекция наша будет посвящена женским голосам.
Итак. Женские голоса.
Колоратурное сопрано - это самый высокий женский голос. Самый изящный голос из всех женских голосов. Его часто характеризуют как хрупкий, с легким серебрянным верхним регистром. Обычно такие голоса имеют диапазон от до первой октавы до фа третьй (Эльза Зак легко и уверенно держала соль третьей октавы). Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады , широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.
Самые распространенные арии для этого голоса:
- Царица ночи – Моцарт «Волшебная флейта»
- Джульетта – Гуно «Ромео и Джульетта»
- Розина – Россини «Севильский цирюльник»
- Виолетта – Верди «Травиата»
- Лакме – Делиб «Лакме»
- Шемаханская царица – Римский-Корсаков «Золотой петушок»
- Шахсенем – Глиэр «Шахсенем»;
Для колоратурного сопрано написано очень много красивых романсов: «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.
Исполнительницы: Антонина Нежданова (Л-К), Валерия Барсова (К), Милица Корьюс (К), Гоар Гаспарян (К), Алла Соленкова (К), Бэлла Руденко, Галина Олейниченко, Евгения Мирошниченко, Кэттлин Бэттл (К), Монсерат Кабалье (Л-К), Д. Сазерленд (Л-К).
Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.
Самые распространенные арии для этого голоса:
- Джильда – Верди «Риголетто»
- Антонида – Глинка «Иван Сусанин»
- Царевна-лебедь – Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
- Людмила – Глинка «Руслан и Людмила»
Лирическое сопрано - (диапазон: до первой октавы - до, рэ третьей октавы.) Голос кантиленный , мягкий , ярко звучит на всем диапазоне.
Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы.
Наиболее характерные арии:
- Микаэла – Бизе «Кармен»
- Маргарита – Гуно «Фауст»
- Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
- Мими – Пуччини «Богема»
- Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
- Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
- Волхова – Римский-Корсаков «Садко»
Попутно следует отметить, что партию Марфы исполняет более легкое сопрано, а партию Татьяны – крепкое или лирико-драматическое сопрано.
Исполнительницы: М.Кузнецова, Е.Цветкова, Рената Скотто, Мария Биешу, Мирелла Френи, Тамара Милашкина.
Лирико - драматическое сопрано - более объемный ,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. Оперные партии : Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида) -
• Эльза – Вагнер «Лоэнгрин»
• Чио-Чио-Сан – Пуччини «Мадам Батерфляй»
• Марфа – Римский-Корсаков «Царская невеста»
• Иоланта – Чайковский «Иоланта»
• Татьяна – Чайковский «Евгений Онегин»
• Прилепа – Чайковский «Пиковая дама»
Драматическое сопрано - сильный , объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале. на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание.
Оперный репертуар:
- Турандот – Пуччини «Турандот»
- Сантуцца – Масканьи «Сельская честь»
- Тоска – Пуччини «Тоска»
- Горислава – Глинка «Руслан и Людмила»
- Ярославна – Бородин «Князь Игорь»
- Наташа – Даргомыжский «Русалка»
- Лиза – Чайковский «Пиковая дама»
- Катерина – Шостакович – «Катерина Измайлова»
Иногда для этих голосов пишут также образы пожилых женщин, иногда – характерно-комических.
Эти крепкие голоса не столь распространены в жизни. Одной из причин уменьшения числа драматических голосов, может быть, является все время повышающийся строй оркестра (с 424 колебаний в 1858 году до 440 колебаний сейчас).
Обладательницы этих типов (лир-драм и драм) голосов: Райна Кабайваньска, Фелия Литвин, Галина Вишневская , Наталья Троицкая , Любовь Казарновская, Елена Иванова , Галина Горчакова, Джесси Норман , Эва Мартон Тереза Стратас), Лидия Абрамова
Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.
Меццо - сопрано - средний голос между сопрано и контральто.
Женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы.
Исполнительницы: Надежда Обухова, Вера Давыдова, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская, Ольга Бородина, Людмила Симонова, Тереза Берганца, Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано).
Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон: ля малой октавы - ля, си второй октавы ). Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)
Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный ,сильный голос. Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина), Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).
Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи ,фиоритуры и рулады. Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).
Контральто -
Очень редко встречающийся самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Диапазон его – от соль малой октавы до фа-соль второй. Но в истории вокального искусства были и иные голоса с большим диапазоном. Самый сочный грудной тембр этого голоса проявляется на участке соль малой – соль первой октавы. Сейчас партии, написанные для этого типа голоса, заменяются исполнением меццо-сопрано.
Самые известные арии:
- Ульрика – Верди «Бал-маскарад»;
- Ваня – Глинка «Иван Сусанин»;
- Ратмир – Глинка «Руслан и Людмила»;
- Нежата – Римский-Корсаков «Садко»;
- Кончаковна – Бородин «Князь Игорь».
Обладательницы этого типа голоса: Раиса Котова, Марта Понтрягина, Кэтлин Ферриер, Биляна Ковач (Черногория), а так же Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.
Ваша задача в качестве домашнего задания
1. Найти по ОДНОЙ записи представителя каждого голоса. Учтите, что очень часто могут встречаться одни и те же певицы, у которых на каждом сайте будет написан свой тип голоса. К примеру - Драматический, или Лирико-драматический. Не всегда используют более "мелкое" деление голосов, пользуются укрупненной характеристикой. Можете воспользоваться подсказками в лекции.
В работе должно быть - Имя, тип голоса, ссылку на видео с исполнением и название произведения, которое исполняют.
2. А как бы вы охарактеризовали свой тип голоса?
Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и
волшебства Аргемона, то можно заполнить
вот эту анкету.
Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции,
посетить другие интересные предметы программы обучения
из Расписания занятий,
окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.
|