История амулетов. Часть 2

Сегодня мы продолжим с вами разговор об истории Оберегов, Амулетов и Талисманов, и лекция у нас вами будет совсем небольшая.

   Знаете ли вы, что такое Этнография?

   Если обратиться к маггловским словарям, то это наука о человеческих племенах и народах, об их материальной и духовной культуре. Сами того не зная, магглы сумели сохранить и донести до нашего времени очень многое из магических обрядов, магических вещиц различных народностей (хотя, вполне возможно, что это маги под прикрытием маггловской науки сумели сохранить в сложные времена свои знания и умения и донести их до наших времен). И это нам очень может помочь в изучении того, как же в древние времена защищались от злых сил, чем пользовались маги того времени. Если отправиться в экспедицию на крайний Север, то можно увидеть, что некоторые народности Севера и сейчас пользуются древним искусством Защитной магии. Рассмотрим же, в чем заключается эта защитная магия.

   Попытка задобрить духов тайги В музеях Санкт-Петербурга часто встречаются деревянные фигурки. Да, они очень грубые, просто кусок деревяшки со слабовыраженными чертами. Но, с магической точки зрения, не так важно, чтобы такая фигурка в точности соответствовала изображению духа, которого она представляет.
   Древние мастера изготавливали такие деревянные фигурки для защиты дома, а, может, для того, чтобы подружиться с духами и задобрить их. Часто рядом с домами размещали фигурки духов-хозяев тайги - фигурки медведя и тигра.
    Надо сказать, что ханты хранили дома не только фигурки животных, но части самих животных: к примеру, черепа или медвежью лапку. Если сейчас забраться на чердак старейшин, которые хранят магические секреты своих племен до сих пор, то мы найдем заботливо спрятанный медвежий череп. Заглянем к ним, посмотрим - что там?

   Смотрите внимательно.. Двор. Несколько человек собрались здесь, и у одного в руках медвежья лапа, а у другого - медвежий череп. Люди спорят о чем-то: кажется, один обвиняет другого в воровстве добычи из капкана. Если мы вслушаемся в слова, то поймем, что обвиняемый обращается к духу тайги:
    «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями».
   Мы с вами попали на суд!! Фактически, такой вот череп или лапа выступали на суде гарантом справедливости. Перед духами тайги соврать было невозможно, и дух выступал в роли судьи и защитника справедливости.

    Духи предковА теперь пройдемся по тайге. Видите там, у реки, небольшие амбарчики? Это место - особое, священное. Тут живут духи предков. Те самые деревянные фигурки, о которых я говорила ранее, встречают нас, только выглядят они чуть иначе. Чуть больше украшений, рядом лежат дорогие меха, стрелы, наконечники. Всё, что может понравиться предкам. Племена хантов сотворяли фигурки духов предков в надежде, что они помогут в случае опасности и оградят от нее. И поэтому старались задобрить их, как могли..
   Кстати, немецкий археолог А. Руст нашел при раскопках у себя на родине деревянную фигурку, очень похожую на современную хантыйскую. Примерный возраст фигурки - переходный этап между древним и новым каменным веком, что подтверждает гипотезу о том, как давно научились пользоваться такого рода магией.

   У многих народов мира такие фигурки стояли дома. Они могли изображать духов или святых своего племени (рода). К таким фигуркам, которые называли терафимом, обращались как к оракулу, использовали как орудие для спасения от преследователей. Такие домашние божества хранили в себе веру многих людей и отдавали ее обратно как силу, придающую людям рода уверенность в себе, защищая от напастей..

    Если вы столкнулись с таким видом оберега, запомните одно простое правило. Никогда не ругайтесь при нем. Если вы разгневаны - не касайтесь его, он не должен впитывать в себя ваш гнев. В старину, если возникала драка или веселье, такие фигурки выносили из дома, чтобы духи предков (а позднее, в других религиях - святые) не видели этого и не гневались. Если же вы все же коснулись в таком состоянии своего оберега (талисмана), то его предстоит очистить, а, возможно, и просто сжечь..

    Еще одна идея, которая привлекает внимание и может, на мой взгляд, помочь нам разобраться в магии древних.

    Очень часто шаманы сталкивались со злом, которое было сильнее их. Победить его было нельзя. И тогда шаманы придумали очень интересную уловку. Изготавливалось небольшое деревянное, весьма условное, изображение духа, который очень вредил в деле. Шаман с помощью заклинаний и своей внутренней магии помещал этого вредного духа (точнее, свое представление об этом духе) в эту фигурку, брал веревку, связывал фигурку и накладывал охранные заклинания. К примеру, именно так поступали с мелким духом, который вредил на рыбной ловле. Идею улавливаете? На время дела "связываете" духа, чтобы он вам не мешал, а после - придумываете, как сделать так, чтобы он вам не отомстил)) Опасно. Не спорю. Но иногда дело стоило того.

   На сегодня все. Записывайте домашнее задание)


   Домашнее задание к уроку:

  1. "Связанные" шаманами духи после выполнения дела освобождались от заклятий. Как Вы считаете, почему шаманы не боялись мести? Или, может быть, речной дух не такой сильный и с ним можно не считаться? Поразмышляйте на тему - можно ли использовать такой обряд для "связывания" любого духа? (1-4 балла)
  2. Охранные духи были не только у племен хантов. Приведите еще пример подобных племен (любой народности, 1-2) и их охранных духов. Почему именно у этого племени были именно такие духи? Ваше мнение? (И, пожалуйста, ссылку на источник - именно в этом вопросе). (1-4 балла)
  3. Исходя из текста лекции, попробуйте дать объяснение выражению "хоть святых выноси". (1-2 бала)

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.