Обереги, амулеты и талисманы у поморов

Введение:
Как известно человек в состоянии создать оберег, мощную защиту, или помощь для себя самого и для окружающих из чего угодно. А особенно из того, что его окружает, что он видит каждый день, то чем живет, он создает для себя защиту, пытается усилить свои возможности, приманить удачу на охоте или на промысле. Сделать обычные вещи - необычными, вложить в них магическую силу. Поморский, северный народ в этом плане имеет свои особенности, а потому целью данной курсовой работы является рассмотрение многообразия оберегов, амулетов и талисманов на земле поморской, а также традиций в их изготовлении.

Пара слов о поморах.
ПомОры — субэтнос русского народа, населяющий южное побережье Белого моря (ю-з и ю-в), называемое за это Поморским берегом. Впервые упоминание о поморах встречается в летописях с 1526 года. Большинство поморов имеют Новгородское происхождение. Главная деятельность поморов - рыболовство, мореплавание и судостроение. Поморы вели довольно активную жизнь и изучали довольно удаленные и суровые острова за полярным кругом, а также совершали рейды и по изучению Сибири.
Поморы, хоть и были выходцами из других территорий, но все же сумели создать свою особенную бытность и культуру. Особый нрав. Суровые условия быта и изолированность земель от других поселений сделали поморов доброжелательными, гостеприимными, двери в поселениях здесь до сих пор не запираются, а горячий самовар - первое предложение для любого усталого путника, даже совсем не знакомого хозяевам избы. Поморы доверчивы, сильно и надолго привязываются к чему-то, а также сильно и долго что-то не любят.
За долгие времена у поморов сложился свой поморский говор. Найти помора, разговаривающего на повышенных тонах практически невозможно, и то, если это свершилось, то он был сильно зол. Разговаривают друг с другом они почти скороговоркой, так, что человеку со стороны довольно сложно понять о чем идет разговор, а тем более, поддерживать его.


В поморском жилище

Вся бытность народа, его особая доброжелательность и суровые условия жизни наложили свой отпечаток на традиции и особенности изготовления поморами оберегов, амулетов и талисманов.

Поморские козули
Казалось бы, обычная козуля, какие тут могут быть обереги? А такие. Делались эти козули всей семьей в самое холодное время, когда на улице метель лютая, носа из избы не показать. Глава семьи - отец обычно замешивал тесто, его сила, стать и мощь должна была частично перейти к тесту. Тесто ржаное получалось, потом приступали к лепке. Фигурки простые, даже малышам под силу было изготовить хоть одну.
В печку отправляли фигурки не просто так, а приговаривая "Идите в печку, спешите в печку", словно оживляя фигурки, одушевляя, делая маленькие печные фигурки живыми, способными помогать, оберегать, защищать.
И выходили из печки словно живые фигурки коровок, козликов, птичек, тюленей, коньков, бычков, настоящие козули. Эти животные были выбраны еще и потому, что некогда ассоциировались с образом Ярилы, с солнечным божеством, ведь именно солнца и не хватало поморам полярной ночью. Также существует идея о том, что поморская козуля - это в своем роде языческий обряд жертвоприношения. Живой скот, с таким трудом выращенный богам приносить в жертву было невозможным, так почему бы не заменить на животных из хлеба, оживленных людьми, они служили прекрасной заменой живой жертве, но это лишь версия.
Сам процесс лепки можно назвать обережным, семья, собираясь вокруг очага, пела, охраняла сама себя от тех духов, что нагнали бурю на деревню.
Естественно лепленные фигурки тут же съедались, ведь пеклось их невероятное множество, что благоприятно действовало на увеличение поголовья домашнего скота, да увеличение дичи в лесу. То, что детьми не забрано на игрушки, да не съедено тут же было, в доме оставалось, как талисман или оберег. Носили козулю с собой, клали ее на подоконник, на печку, у кровати, и оберегала она от злых сил, ведь была живой. Захочет какая нечисть в дом пробраться, а тут олень-защитник, не пустит ее ни за что.
Считалось, что поморская козуля сохраняет счастье в доме, а порой и приумножает его, потому фигурки поморских козуль часто можно было увидеть в домах, похожие на глиняные игрушки были красивым украшением и мощным оберегом.


козулевое стадо

Птица счастья.

 

Кто из нас не видел великолепную птицу счастья, висящую под самой крышей, кажется уже в любой деревне продается такая вот волшебница. Кто она? Может феникс, а может голубь? А может какая-то мифическая птица, уж очень напоминающая павлина. Но вряд ли она была павлином, ведь родина этой птички - северное поморье, разлетелась знаменитая птица по всем долам и весям, найти ее можно даже в деревнях Львова, но корни ее поморские, а павлинов на поморской земле знать не видывали.
Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души.
Кто-то утверждает, что это утица, та самая утка, что достала со дна морского землю и помогла сотворить земную твердь, кто-то утверждает, что эта птица - символ солнца - животворящего начала, но самая распространенная версия, что эта птица - голубь. Птица эта - святой дух, спустившийся с небес, а потому, висеть ей под потолком и приносить семье счастье и благополучие.
Щепная птица счастья производилась из корабельной сосны, из самого дерева для производства. Считается, что завезли ее на поморскую землю голландцы, поселяясь в избы, они приносили первой в дом ее - обережную птицу счастья, местные жители приглядевшись, переняли у поселенцев обычаи в производстве этих птиц, и теперь уже было сложно представить поморскую избу без этого оберега. Произведенная птица никогда не красилась и не покрывалась лаком, и вот тут очень важный момент: поморы верили в силу живого дерево, в ее животворную энергию, в силу и настроение мастера, ее производящего, способную саму по себе охранять, и не надо перекрывать возможность ему "работать", как защитнику и оберегу дома.
Итак, как понятно из названия птичка приносила в дом счастье, естественно висела она в красном углу, там же обычно находился и стол, когда вся семья собиралась вокруг самовара, который чаще всего ставился под самой птицей, она начинала вращаться, тень ее от лучин в доме производила поразительный эффект, казалось, птица проникает в каждую щель в доме, проверяя все ли в порядке, вращаясь все быстрее, подмечала не нарушился ли лад семейный. Освещение, которое создавала в доме птица, висящая у самого потолка, лучины было фантастическим и придавало избе особый шарм и очарование.
Самое любопытное, что птицу, по главному назначению, оберегающую от всякой нечисти и злых сил, признавала всегда и церковь, в храмах часто можно встретить эту птицу над "вратами рая", не только потому, что по своей форме она отдаленно напоминает крест, но и потому, что отлично вписывается в абсолютно любой интерьер
Благодаря тому, что помор сам приносил в свой дом птицу счастья, ее не надо было долго ловить, достаточно найти мастера производящего, задобрить его, и тогда самая вожделенная из всех птиц в мире к огромному счастью и защите семьи появится под потолком


Щепные птички счастья

Росписи. Узоры. Орнаменты.
На Севере Руси талисманами и оберегами служило все, что только могло использоваться под это дело - варежки, пояса, полотенца, прялки,.
Главным оберегом дома являлся дервянный конь, усаженный на крышу дома, зорко глядяший вдаль, он охранял дома днем и ночью. Но ведь коня с собой не унесешь, а в пути тоже защита нужна, а в море без нее вообще никак. Вот и пришли на помощь люду поморскому орнаменты, да узоры, вышивка да роспись местная.
Самый популярный амулет, который можно было носить при себе и быть всегда уверенным в своей защите, конечно пояс, орнаменты на поморских поясах и рубахах часто встречаются ромб с крючками на концах, носили их чаще всего молодые девушки и юноши, это было знаком плодородия и здоровья будущего потомства. Самый популярный "ромб" на рубахах - солнце, символ круговорота жизни, плодородия и жизненной энергии, сулящий его носителю долголетие и плодовитость. Изображения оленей на одежде приносило носителю счастье, добро и свет, и вообще считалось очень добрым, изображать именно оленей на одежде. Олень на головном уборе женщины охранял ее, когда ее муж был далеко в море и не мог позаботиться о своей супруге непосредственно дома.


Женская фигура в центре орнамента, с поднятыми к солнцу рукамиозначает богиню и дарует плодородие и жизненную энергию

На свадебных полотенцах весьма символично появлялись две птицы, как символ согласия и мира в только что созданной семье. Птица вообще на любой одежде или тканной поверхности была символом любви и счастья.
Все орнаменты наносились обычно на пояса, рукава (в районе запястья), по кайме рубахи или кафтана, расположенные по всей одежде, они образовали обычно защитный круг, а как мы знаем, что это лишь способствовало усилению действия самих орнаментов.

Но не всегда была возможность использовать на прямую вышивку, суровой зимой спрятана была эта защита под теплыми шубами, но не отчаивались поморы, они даже здесь смогли обеспечить себе очень сильный охранный оберег - варежки.
Всегда при себе зимой, весной - они одетые на руки защищали носительниц от всего злого и недоброго.


варежки поморские

Сейчас никто не задумывается об охранном значении орнаментов, но при вязании поморские мастерицы всегда приговаривали: "Узелок, петелька, защити, обереги, солнышко на ручке уродится, счастье радость пригодится!" Изображая ромбы и узористые линии, делали они из варежек амулет, дарующий носителю много радости и жизненной энергии в ожидании весны. Так же при вязании рукавиц использовался особый прием "обручок" - перевитие из двух-трех нитей, контрастных друг другу, в том месте, где обычно заканчивается резинка и начинается вывязывание орнамента. Это не хитрое действие усиливало обережную силу варежек вдвойне.
Естественно рукавицы и платки вязанные не только согревали человека, но и оберегали от напастей и болезней.

Естественно прялки и домашнюю утварь не обошьешь вышивкой, не обложишь тканями и полотенцами, тогда в помощь нам приходит роспись, на поморской земле много видов различной росписи, каждая уникальна и интересна, но самая защитная, самая магическая, та, которая действительно способна защитить, усилить волшебную силу, уберечь - Мезенская роспись.

Она отличается от других видов, потому как очень сильно напоминают наскальные рисунки (а некоторые в точности повторяет те изображения, что были найдены на побережье Белого моря), часто изображая обряды, сцены из жизни, быт, промысел и много еще чего интересного. Уникальным в этой росписи было также и то, что выполнялась она исключительно мужчинами, что не удивительно, расписывая кухонную утварь жены, ее прялку, муж сам словно защищал ее в свое отсутствие.
Особенностью было и использование цветов - красный, черный и белый - кровь, свет и сыра земля - вот к чему обращался мужчина, работая с росписью, к природе-матушке, как главной силе всего на этом свете. В некотором роде он словно пишет самой природой письмо своей жене, рассказывая каким он сильным будет на охоте, в море, как много всего принесет ей по возвращении домой. Плоды и шишки естественно говорили о том, что она - продолжательница рода, кормилица будет ждать его. Знаки огня, птицы (символичная утка, которая уносит и приносит солнце каждый день, лебедь, несущий свет и богатство), олени, солнце - те популярные обереги, которые появляются на вещах не случайно.


Мезенская роспись

Поморская игрушка
Игрушки, самое любимое всеми детьми во все времена действо - возня с игрушками. Но и тут не следует забывать о защите, ведь самые беззащитные в этом мире - это дети. Им не только защита нужна, но и талисманы, способные придать больше сил, здоровья, счастья, удачи, а потому игрушки в поморском доме тоже были не простыми.
Самое первое, что получал новорожденный помор была берестяная погремушка. Береза, как символ связи с предками, продолжение рода и связь с предыдущими поколениями новорожденного, а также защита его от всяких хворей, несчастий и напастей, физических и духовных. Внутрь погремушки обычно вкладывались сосновые или еловые зерна. Погремушки эти потом долго сохранялись в доме, иногда даже их в зрелом возрасте носили на шее, как амулет.


берестяная погремушка

В дальнейшем же игрушки производили из любого подручного материала - дерева (коры, бересты, щепок), ткани, глины, сена, плодов. Игрушка изначально производилась с целью ознакомления ребенка с окружающим миром и чаще всего можно было встретить фигурки людей, оленей, птиц, домашнего скота. В дальнейшем игрушки приобрели охранное значение, когда дети вырастали, их "Забавы" перекочевывали на полки и подоконники, защищая дом от злых духов. Наличие на игрушках мезенской росписи, только способствовало их охранной силе.


Каргопольская глиняная игрушка
Но наибольший для нас интерес представляет кукла. Человечек в миниатюре, она превращалась в самого настоящего, материального защитника от любых напастей. С ней можно было быть уверенным, что ребенок защищен. Одна главная особенность у тряпичных обережных кукол, которые клали в люльку детскую, не было лиц. Считалось, что когда кукла приобретает лицо, она приобретает свою душу, становится живой и может быть опасна для ребенка. Как и глиняные игрушки, тряпичная кукла оставалась жить в доме, пока ребенок рос, оберегая его не только в младенческом возрасте.

тряпичные куклы земли поморской

Бытовые обереги Поморской земли.

Поморы всегда придавали особое значение кругу, считая, что пространство вокруг человека, особенно очерченное в виде круга, делает его недоступным для злых духов и является чудесным оберегом, а потому часто выстраивали свои заборы, вокруг дома чуть округленной формы, особенно относились к поясам, которые подвязывали вокруг себя.
Именно из Поморской земли пришел наговор, когда рисуешь круг, где бы он не прочерчивался: "Не ходи, чёрт, за черту, чёрт черты боится".
Пояса же вообще сами по себе наделялись не дюжей магической силой, даже считалось, что часть ее передается тому, кто его носит, и не удивительно, что народ ощущал особые силы в себе, ведь даже жениху и невесте незадолго до свадьбы на земле поморской одевались пояса, начиненные ртутью, что считалось мощнейшим оберегом.
Ну и было бы странным, если бы работа о поморах никак не касалась рыбы. Рыбный промысел был одним из самых основных для жителей Поморского берега. А потому особое значение имела и пойманная рыба, и приготовление к ее улову, и сборы за ней родимой.
Многим известно, что поморов в ином значении называют трескоедами, уж чего-чего а трески всегда было много.

...Нет без трещочки рыбного стола:

ушицу нашу кушает столица, облизывает ложку заграница - тресковая уха, как мир, стара.


И для того, чтобы улов оказался добротным, чтобы жена и дети досыта наедались, первая рыбина всегда выбрасывалась обратно в море. Главная кормилица поморского стола, рядом картошечка. И без этой рыбы не прожить бы зимы, да не выжить в суровых условиях Севера, так значит рыбу эту можно для приманки сытости да благополучия использовать, вот и смолили ее. Высушивали, пасть открывали, лаком покрывали и над дверью укладывали, чтобы в дом много еды входило, и каждый, кто не вошел, сытым выходил.
Зубатка также использовалась в качестве оберега, только она спасала от болезней всяческих, холеры или хвори морской. Зубатку тоже над дверью привешивали, считалось, что так даже никто больной войти не сможет.
В далеке от дома, у островов лютых выходили на промысел моряки, обязательно бросали в море или на лед какой-нибудь предмет, гладили ладонью эту воду или лед, приговаривая: «Вот мое тепло тебе — «студеному батюшке». Сбереги его и меня не забудь». или Прими и отпусти, Груман-батюшка! Прими нас как гостей желанных. Сохрани и обереги от смерти и печали. Отпусти нас невредимыми и с богатыми дарами.
Что помогало наловить много рыбы и живым, невредимым вернуться домой. Считалось, что в минуты ловли рыбы их охраняет сам хранитель моря лютого. Самым популярным для бросков в море - были серебряные монеты
В местах ловли рыбы Поморы часто сезонно жили семьями, строили там дома на время промысла, и у этих домов обязательно стоял крест - талисман на большой улов, каждый раз проходя мимо они обязательно просили его помочь в рыбной ловле.
Собираясь в море, поморы обычно брали с собой кулебяку (курник или пирог с рыбой), для хорошего улова. А жена тем временем выкладывала на стол на сутки краюху хлеба и солонку. Для того, чтобы мужу было не тяжело в пути, а еще уходили в море тайно, никому не сообщая, считая, что так будет нарушена особая связь с морем, и оно не поделится рыбой.
К рекам у Поморов отношение было особенным, они считали, что река, получает огромную силу и душу тех, кто в ней утоп и часто называли реки именами утопших, считая, что обращаются непосредственно к хранителям этой реки. Да и к именам поморы относили по-особенному, считая имя - продолжением рода, и если на промысле погибал помор, то его именем называли кого-нибудь из новорожденных.
К слову, о поморском гостеприимстве было уже сказано, угостить голодного путника было не только огромным личным желанием, но это было словно защитой и служило заклинанием на собственное благополучие и достаток.

Самым популярным поморским оберегом от нечисти была веточка рябины, которой на поморской земле всегда росло в достатке.
А самым красивым оберегом служили поморские мороженые песни и сказки. Поморы Верили и жили тем, что лучше всего передал в своем произведении Степан Писахов: "А малым робятам забавы нужны - матери потаковщицы на улицу выбежат, наговорят круглых ласковых слов. Робята ласковыми словами играют, слова блестят, звенят музыкой. За день много ласковых слов переломают. Ну да матери на ласковы слова для робят устали не знают."
Да, именно слово, единственное место в мире, где слова приобрели материальное, ощутимое тело, их можно потрогать, с ними можно играть, и слово это, летая вокруг ребетенка лучше всего защитит, и ничего нет для матери важнее, чем знать, что ее ребенок под защитой и не под чьей-нибудь, а под ее собственной.


А на морозе, како слово скажешь, так и замерзнет до оттепели. В оттепель растает, и слышно, кто что сказал.(с) Степан Писахов

Заключение
Земля поморская богата сюрпризами и неизведанными землями, в чем-то она похожа на соседние, в чем-то уникальна, но прекрасно видно, что поморы - народ живущий в тесной связи с природой матушкой, доброжелательны, и часто доброжелательность получают в ответ не только от людей, но и от природы, и от всего сущего.




Рунаина Малодиоус