Обереги, талисманы и амулеты у Вепсов

Часть.1.Народность Карелии ВЕПСЫ

Вепсы – это небольшая группа финно-угорской народности. Самые первые упоминания о них были найдены в хрониках Иордана, VI века. Племя заселяла территории от Ладоги до Белого моря, вплоть до прихода на них славян. Отношения между двумя народами было очень добрососедское, делить им было нечего, земли было вдоволь, и постепенно вепсы были ассимилированы славянами. Этому поспособствовало и принятие вепсами христианства.

Русские летописи упоминают о племени Веси в событиях, записанных под 859 и 862 гг., когда группа северных племен вначале сообща выступила против варягов, а затем призвала их. В «Повести временных лет» весь упоминается под 882 г. в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев. В этом походе, закончившемся вокняжением Олега в Киеве, участвовали варяги, чудь, славяне, меря, весь, кривичи.

Русские источники местожительством веси называли Белое озеро: «А на Беле озере седять весь». Отсутствие в дальнейшем упоминаний о веси, возможно, связано с тем, что она могла выступать на страницах русских летописей под собирательным именем чудь.

И это событие переименования веси в чудь отразилось в названии Чудское озеро, хотя доподлинно это не известно.

В IX—XI вв. Ладога представляла собой мощную крепость государственного значения, цветущий торговый и ремесленный центр, и являлась крупным поставщиком пушнины. Именно она в те века и была ходовым товаром на всех рынках мира, поэтому в обиходе вепсов как и других народностей Карелии вошли бронзовые и серебряные западноевропейские монеты, которыми расплачивались за товар купцы разных народов. Появились женского украшения, которые были привезены из Финляндии и Прибалтики.

Одежда вепсов, западноевропейского, точнее скандинавского происхождения, крепилась на плечах фибулами. На руках стали носить массивные бронзовые браслеты. С XI в. у приладожского населения обозначились тесные связи с Новгородом. Единственный документ, сохранившийся от тех времен, — Уставная грамота Святослава Ольговича. С этого времени многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым, в свою очередь, подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки, и тем самым отгоняющие от владельца нечистые силы.

В XI—XII вв. продолжаются развития отношений с русскими и в обиход входят славянские изделия, а к концу XIX-XX на территории Карелии уже проживают три народа: русские, карелы и вепсы. Все эти народы были не только земледельническими, но и вели промысловый образ жизни: ловили рыбу и охотились в Карельской тайге.

Для защиты от различных несчастий, от происков нечистой силы или же просто от природной стихии народы Карелии использовали обереги и амулеты. Обереги разделялись на вещественные (предметные), символичные и словесные (заговоры). Самыми ранними оберегами становились самые разнообразные предметы - огонь, ласточка, камни, рога и зубы животных. Их держали дома, клали в садах и на полях, носили на шее, прикрепляли к одежде. Амулеты же - это предметы, которые, по древним представлениям, способны охранять их владельца от бедствий, неудач, болезней и зла. Со времен обитателей пещер амулет, наделенный тайными магическими силами и снабженный известными фигурами, знаками или надписями, выполняет охранные функции. Ими становятся украшения с нанесенными на них орнаментами и узорами.


Славянские обереги - источник http://flirtdosug.ru/slobereg.shtml

С древних времен наши предки изготавливали обереги из натуральных материалов для защиты своих домов от всякой нечисти и напасти. И до сих пор у Славянских народов есть традиция – вешать в дом оберег, а также дарить его близким людям. Используемые материалы: фасоль, кукуруза, семечки, выпечка, шишки, орехи, бессмертник, плоды шиповника.

Лунница

— испокон веков является оберегом женского здоровья. Ситается, что она предотвращает развитие различных заболеваний, способствует легкому течению беременности, уменьшает боль при родовых схватках. Тогда как цветочные узоры на луннице означают, что владелец этого оберега находится еще и под защитой Солнца, а это гарантирует успех в делах и уважение окружающих.

Ярило

- покровитель влюбленных, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполняет людей храбростью. Круг и помещенный в него крест — воплощают энергию доброго Солнца, помещает владельца оберега под защиту Ярило. Этот оберег принесет умиротворение его обладателю и счастье в любви и семейной жизне.

Оберег Перуна

Птица с распущенным хвостом и язычки огня — символ Перуна, что обещает владельцу оберега смелость в выборе правильных решений, успешность и богатство. Владелец оберега Перуна будет наделен богатством, сыновьями и друзьями, будет дальновидным, очень мужественным и энергичным. Оберег передает носящему его силу, мощь, смелость и мудрость, охраняет от злоумышленников и сглаза.

Оберег Рарога

Это оберег, вобравший в себя всю мощь доброй энергии Солнца. В поле круга вписан крест, символизирующий гармонию огня земного и огня небесного. Этот оберег, воплотивший в себя верования славян направлен на то, чтобы защитить своего владельца, его семью, дом от несчастий (стихийных бедствий, пожаров), болезней и злых людей.

Оберег Крест-всемирье

Крест-всемирье и полукружья (в значении восходящего солнца) — считался у славян символом единства Земли, Неба и Огня. Сияние, исходящее от контуров просыпающегося солнца означает благополучие, полноту жизни, победу над темными силами, достижение духовности. Гармония христианских и языческих символов только усиливает энергетику оберега, даруя его владельцу силы справиться со всеми трудностями, обещая божественную поддержку.

Оберег Коник

Конь у славян — священное животное, связующее звено между смертными и богами. Это конь-огонь, впряженный в колесницу Солнца. Тот, кто носит оберег в форме миниатюрной фигурки коня, находится под защитой Хорса — покровителя солнца. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников, ибо несет на себе божественный свет. Обладатель оберега Коник будет всегда счастливым и широко известным среди людей.

Крест со Святой Троицей

Этот крест относится к числу христианских символов, обеспечивающих защиту своему владельцу и помощь во всех начинаниях. Изображенные на нем ангелы являются ипостасями Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, а крест символизирует не только распятие, но и древо жизни. Вкупе со словами «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», этот крест помогает охранить душу от скверны, а каждому начатому делу предрекает счастливое завершение.

Оберег Лунница

Лунница — уникальный оберег, который считается символом плодородия и благополучия. Лунница изначально относилась к культу поклонения Луне. Славянские женщины носили эти украшения, имеющие форму молодого месяца, не снимая, чтобы оградить себя от напастей, обеспечить себе и своим детям здоровье, а дому — достаток. Загнутые книзу «рожки» лунницы символизируют благорасположение Неба, под охраной которого находится владелица этого оберега.

Оберег Сварога

Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Сварог установил законы, по которым жили славяне. Оберег Сварога почитался славянами как мощный защитный амулет. Круг в круге и чередующиеся полукружья символизируют перемещение солнца по небосклону и обещают владельцу этого оберега благополучие на каждом этапе его жизненного пути. Оберег Сварога принесет успех благодаря удаче


Часть.2.Обереги, амулеты и талисманы у вепсов до принятия христианства



Обнаружены следы того, что до принятия христианства народная религия вепсов включала почитание животных, птиц и рыб. У них существовал культ медведя, поэтому охотничьими оберегами у вепсов были медвежьи когти и зубы. Также они поклонялись щуке, оберегом на рыбной ловле в этом случае служила челюсть этой рыбы. Вепсы верили, что со звериными оберегами к ним переходят самые лучшие качества убитого животного. Что касается птиц, то самым известным вепсским оберегом считалась утка, выступающая в роли прародительницы всего сущего на земле. После прихода славян на территорию вепсов утка превратилась в петуха или курочку.

Первоначально курица воспринималась вепсами как своего рода домашний хранитель, своеобразный домовой. В древних курганах вепсов часто находили подвески-обереги в виде курочек и петушков. От курицы пошло название и дома "курная" изба и некоторые фрагменты крыш также получили название "курицы".

Очень почитался лес - из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались для проведения свадеб и других обрядов. Также из бересты изготовлялись обереги от злых духов: в берестяную коробочку, перевязанную бечевкой, клались 2 горошинки. Такой оберег вешался над дверью и при порыве ветра качался и стучал, его называли "шебуршунчиком". Иногда шебуршунчики соединялись в связку и вешались в сени.

Многие предметы традиционного костюма вепсов обладали также и сакральной функцией. Подолы станушек украшались красной вышивкой, с характерным узором. Изображение ели и сосны - часто встречающийся орнамент, так как он свидетельствовал о почитании леса, как кормильца рода.

1.Славянские обереги в орнаментах.
2.Славянские обереги в орнаментах.

Оберегами были и пояса, вепсы носили их постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы.

Верхние шерстяные юбки имели продольный или поперечнополосатый рисунок с цветной широкой каймой и обережными узорами.


Также оберегом служило и лоскутное шитье. Лоскутным одеялом обычно укрывали роженицу во время родом, оно шилось всего за одну ночь и считалось отличной защитой от нечистой силы.

Что касается ношения амулетов, то у вепсов оно было менее развитой, чем ношение оберегов. Обычно "рубашка" в которой рождался ребенок служила для его матери амулетом. Мать брала ее на удачу или везение, когда отправлялась в магазин за покупками. Также ее носил при себе ее владелец на счастье. Юноши для привлечения любви носили в карманах засушенную травку "царские кудри". Мужчины же носили для этой цели высушенную летучую мышь. Охотники и рыбаки народностей вепсов и карел брали с собой на промысел косточку от животного, которого принесли в жертву. Верили, что добыча при этом утроится. В некоторых курганах были найдены амулеты с подвешенными на них ложечками и ключами. Ложка - это символ сытости, благосостояния и довольства, ключ - символ богатства и сохранности. Иногда амулетом становились бубенчики и ракушки, которые своим звоном отгоняли злых духов, костяные ножи служили для защиты. Еще один интересный амулет, найденный при раскопках курганов, называется привески "коньки". Конь - это символ добра и счастья; его отождествляли с культом солнца, о чем свидетельствовали соляные знаки на фигурках.


Что касается талисманов, то самый известный из них мастерился вепсами без иголки и ножниц. Речь идет о кукле-талисмане для будущего малыша, куколке "Бессоница".

Ее нельзя было ни порезать, ни уколоть при изготовлении, так как в куколку вкладывалась материнская любовь и забота, которые оберегали младенца. Игрушку клали в колыбель - обжить, обогреть. А когда малыш рождался, его укладывали вместе с куколкой и приговаривали "Сонница-бессоница, не играй с моим дитеткой, а играй с этой куколкой!". Такую же куколку-оберег, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество.
А еще в избе обязательно проживали 12 кукол-лихорадок: Огнея, Лидея, Грисея...Они висели возле печки и оберегали от разных болезней.

Делали обереги не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости...Но все славянские куклы похожи в одном: у них отсутствовало лицо. Считалось, что если кукла будет похожа на человека, в нее легко вселится нечистый и злой дух.
Самая известная вепсская кукла олицетворяла собой образ замужней женщины. Ее делают из обрывков поношенной одежды. И до сих пор вепсская кукла существует в Карелии. Схема изготовления куклы:


Часть.3.Совмещение язычества и христианства у вепсов

Христианизация вепсского народа проходила как в открытой борьбе с язычеством, так и путем приспособления к нему. В результате этого православие как бы соединилось с элементами языческих обычаев. Приняв христианство, вепсы тем не менее сохранили в своем быту, обрядах много национального, самобытного, хотя постоянное соприкосновение с русскими повлияло на их образ жизни, занятия и культуру.
Для защиты от нечисти и напастей вепсы стали прибегать не только к помощи одного оберега, но и к силе слова - молитвам.
В XI-XX для вепсов главными оберегами в жизни становятся нательный крест и пояс. Крестик надевался на родившегося ребенка сразу после родов, чтобы в момент смерти его душа не досталась черту. А у некрещенного не было даже ангела-хранителя, чтобы заступиться за него. По мере роста, ребенок получал свой следующий оберег, это первый молочный зуб. До его появления, ребенок считался уязвимым для нечистой силы и его не оставляли одного. Далее обереги расходились: для девочки для защиты под подушку клали маленькие венички, мальчикам же маленькие топорики и рукописную молитву "Святые помощи". Или же клались два скрещенных ножа и тогда молитва заменялась на "Молитву Честному кресту". Пояс же на ребенка одевали у печного столба по достижению им года. Если же дите умирало до этого срока, то в гроб его клали подпоясанным.

После года до 7 лет, а именно этот возраст вепсы считали "развязыванием ума", детям на шею одевали привязанную к кресту ладанку из красного материала с кусочком ладана и лепестком сусального золота внутри. С 7 лет для оберега от сглаза начинали носить булавку. Такую булавку, застегнутую с изнаночной стороны одежды, вепсы носят и в наши дни. Мужчины же в качестве оберега использовали гвоздь или другой острый предмет.

На свадьбу жених и невеста брали для оберега от колдовства молитву "Отпуск". Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в подол ее платья иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки, мужчине же такие иголки втыкались в пояс брюк. Также новобрачные могли носить для оберега: для женщины - лук и чеснок; жених же клал под пятку в правый сапог серебряный рубль или плоский камень. Дополнительным оберегом на свадьбе ему служил ремень, который не разу не надевался. Эти все обереги носятся новобрачными в течение 40 дней после свадьбы.

В дороге вепсам служили оберегами "дорожные" молитвы, горсть родной земли в мешочке или засушенный крот. Воины из Карелии в 1-ю Мировую войну отсыпали родной с земли на бруствер окопа, а для оберега от пуль носили особые оберегающие молитвы.

Обычай прибивать подкову у входа в дом до сих пор продолжает сохраняться в вепсских деревнях. Как и почитание лошади, как защитника от болезней и нечистой силы способом топтания их копытами. При этом магическое значение лошадиных копыт усиливается их неотъемлемым атрибутом – железными подковами. Скульптурка коня клалась в могилу к мужчине, как посредник между мирами.

У вепсов отголоски языческих верований бытуют до сих пор. Они считают, что окружающий мир населяют различные мифологические существа, поэтому задабривают водяных, домашних духов, хлевников, заплетающих гривы лошадей в косы, банников. Банник — божество языческое. Каждый входящий в баню должен оставить за ее порогом и обереги от нечистой, вредоносной силы. Тем более, что дух-«хозяин» бани к таковой не относится. В качестве языческого по своему происхождению оберега опять же фигурирует пояс. Его носят и днем и ночью. Но снимают, когда нужно идти в баню. Точно так же поступают и с крестом, устойчиво вошедшим в символику христианства. Все должны войти в баню без оберегов, выказывая свое доверие ее «хозяину», полностью отдаваясь его власти, тем самым вновь и вновь возвращаясь к былой языческой вере. После принятия бани, а завершиться обряд должен быть строго до полуночи, банщику оставляли горячей водицы, мыло и гостинцев, дабы следующий поход в баню был столь же успешным.

Но самым популярным среди духов у вепсов был и остается Хозяин леса, способный как наградить собирателя или охотника лесными дарами, так и сбить путника, либо скот с дороги свернуть, и напустить диких зверей. До сих пор многие сельские жители, следуя древнему обычаю, после похода в лес кладут на пенек горсть ягод или несколько грибов. И водяному, чтобы тот не отгонял рыбу от сетей, вепсы приносят что-нибудь в дар. Например, отпускают на волю половину пойманного улова.

Сейчас вепсы — малочисленная народность. В настоящее время их в России насчитывается чуть более 13 тысяч человек, и с каждым годом их становиться все меньше. Но все же свою культуру и обычаи вепсы не забывают, и даже начинают возрождать традиции. В Петрозаводске, где живет большинство представителей вепсов, берестяные туески лежат рядом с искусно сплетенными поясами-оберегами ручной работы. Рукодельницы плетут куколки-обереги и изготовляют лоскутные покрывала с характерными карельскими узорами. Вепсы по-прежнему живут в согласии с природой и ценят опыт своих предков, даруя тем самым возможность другим открывать для себя еще неизведанный мир.

Список использованной литературы: При составлении курсовой были использованы материалы с сайтов:

  • http://darkpart.ru/2007/12/15/oberegi_i_amulety..html
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BF%D1%81%D1%8B
  • http://fio.ifmo.ru/archive/group17/c2wu4/veps.htm
  • http://www.vottovaara.ru/karelia/drev/veps.html
  • http://www.rod.zdravarus.ru/index.php?topic=589.msg10046



Алланор Адамс