Магия Африки

Сегодня мы с вами поговорим об амулетах и талисманах Африканского континента. Тема сегодняшнего урока:

    Разумеется, в рамках одного урока охватить все народности и племена Африки не представляется возможным. И мы лишь обзорно пройдемся по некоторым, наиболее известным магическим традициям.


    Африканский континент огромен, он занимает пятую часть всей площади поверхности земли, и это второй по величине континент на земле. Население Африки не менее разнообразно, чем климатические условия этого материка. Кочевники пустыни, пигмеи тропических лесов и египтяне...
    Большая часть Африки захвачена пустыней или равнинами. А вот полоска побережья от Средиземного моря и до самого бурного мыса Африки – мыса Доброй Надежды, омываемая Атлантическим океаном, обладает климатом, схожим с климатом южной Калифорнии.
    Древние верования аборигенов переплетаются с христианством и исламом, приобретая своеобразные черты – совершенно не похожие на эти мировые религии.

    Что же лежит в основе магических традиций народов этого континента?

    Фактически то же, что и у других народов. Первобытные люди не отделяли сверхъестественное от естественного, земного. Стихии, небесные явления, язык деревьев и климатические изменения - все это было неясным и вызывало интерес, страх и попытки защититься от непонятных и не подчиняющихся человеку явлений. В результате, говоря более современным языком, устанавливался или фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) или тотемизм (сверхъестественные связи между реальными объектами). И первые маги – шаманы и знахари – открывают силу первых заклинаний-молитв, готовят первые лекарства и изобретают первые талисманы и амулеты. Естественно, из подручных материалов.
    Любопытно, что защитные амулеты тогда изготавливались не столько для защиты, сколько для отпугивания, причем вполне реальных врагов. Навешивая на себя трофейные клыки и шкуры убитых животных, скальпы противников (а в некоторых диких племенах даже и их головы), достигалась демонстрация силы и устрашение противника.
    Впоследствии нужда в такой явной демонстрации силы отпадала, и все чаще переходили к более привычным для нашего глаза ожерельям из клыков, ракушек, перьев и прочих природных материалов.
    Каждое такое «украшение» выполняло еще одну роль – знакомило с профессией хозяина. Охотничьи трофеи носили на себе охотники; у знахаря, скорее всего, висели коренья, травы; у шаманов-прорицателей в ожерелье можно было распознать раковины каури или гадательные палочки.

    Со временем все проблемы и несчастья стали связываться или с гневом богов, или с колдовством. Стали активнее развивать амулеты, отгоняющие злую волю, изобретали мази, делающие тело неуязвимым. Богам приносились жертвы и проводились празднования в их честь. Колдуны Вуду использовали не только охранные предметы, но и применяли более действенные меры, создавая знаменитые куклы Вуду.
    Для ритуальных действий – танцев – создавались особые маски. Интересно, что все подобные танцы были «обезличенными», костюмы и маски полностью скрывали человека, акцентируя все внимание на действии, а не на личности.
    Танец, обычно, был направлен на отпугивание злых духов или на приветствие дружелюбных. Считалось, что все вокруг: каждое дерево, каждое животное, каждая гора - имеют своего духа; вокруг толпились буквально толпы духов болезней и несчастий, умерших предков. И, опасаясь прямо обращаться к подобным духам, африканцы вырезали маски, раскрашивали их, украшали травами, бисером, пучками волос. Такая маска давала человеку чувство защищенности, помогала танцорам не бояться выступать напрямую против темных духов.

    Любопытно, что до прихода ислама маски делались в виде лица человека, а с приходом новой религии, где было запрещено любое изображение человека, лица стали искажаться, разбавляться орнаментами и чертами животных. В результате, мы можем увидеть маску, в которой можно различить и черты человека, и черты животных, часто даже нескольких. В одной маске могут сочетаться клюв птицы или хобот с длинными рогами антилопы.

    Маски различных племен отличаются не только формой и изображением, но и сутью.

Маска догонов     Догоны предпочитали раскрашивать маски отвлеченной символикой – дом на макушке маски-наголовника означал у них мироздание.
Маска маконде     Маски маконде (Танзания) тяготели к портретам-шаржам: вставленные зубы, металлические инкрустированные зрачки, волосы из меха различных животных.
Маска племени гуроМаска племени бауле. графика     Племена гуро и бауле предпочитали маски-перевертыши: с одной стороны маска была в виде человеческого профиля, с другой – звериная морда.


    Каждый рисунок, каждая составляющая маски были выполнены с особой целью. Узор в виде зигзага, так часто встречающийся на подобных масках, означает тропу предков, сложный путь, по которому надо пройти с честью и достоинством, чтобы духи умерших предков были довольны тобой. Шахматный орнамент означает двойственность мира, противостояние мужского и женского начала, невежества и знания, добра и зла. И так далее...

    Из распространенных талисманов, амулетов или оберегов можно отметить зубы и кожу змеи. У многих африканских племен они считаются довольно мощными талисманами. К примеру, первая змея, увиденная юношей после его посвящения в мужчины, станет талисманом силы, если из ее шкуры сделать пояс. Этот талисман даст возможность юноше побеждать даже в поединках, где он уступает противнику в силе и ловкости.

    Узелковое плетение, которое мы изучали на прошлом курсе, знакомо и на африканском континенте. Оно выступало и как сохранение информации, и как обережный предмет. Любопытно, что несведущий человек, увидев жилище кочевника, даже не поймет, что на стенах не просто ковры и не плетение, а целая библиотека или магическая защита.

    Амулеты, талисманы, обереги... Для африканцев это целый мир, бережно сохраняющийся и передающийся от поколения к поколению.

    Для сопротивления черной магии применялись особые амулеты, на востоке Африки их называли чармз (от английского «чары»), на западе – лайа (чудо). Изготовление таких «чар» требовало особых знаний и магии.

    Интересно, что защитный амулет мог быть к тому же зеркальным. К примеру, амулеты «липеку» оберегали город и его жителей, принося им удачу, а к врагам притягивали смерть. Их раскладывали по дорогам и тропинкам, ведущим в город, и никто не смел прикоснуться к ним. Методика их изготовления передавалась как самая сокровенная тайна. Выдавший ее был обречен на смерть, что, согласитесь, вполне способствует сохранению секретности. Раз в год эти защитные амулеты надо было обновлять.

    Так же как и у нас, амулеты применялись для защиты дома, для привлечения удачи, отпугивания опасностей.

    Можно было бы сказать, что отличием африканцев от нас является изготовление амулетов от полиции, от белых людей. Но, вспомнив многочисленных зверьков-игрушек, лисьи хвосты, и прочие «амулеты», подвешиваемые шоферами в машинах, можно сказать, что и отличий-то особых нет. Суевериям (а я считаю – это именно уже суеверия, а не магия) подвержены и африканцы, и славяне одинаково.

    Амулеты раскладывались во всех местах, где мог оказаться африканец: у источника воды, чтобы отогнать от источника злых духов; у камней на дорогах, чтобы не споткнуться; на развилке тропинки, чтобы злые силы не сбили с пути. Изготовлялись такие амулеты и для посуды, и для животных, и для много другого.

    Естественно, не обошли они вниманием и детей. Дети буквально увешаны множеством амулетов от бед, болезней, сглаза. Если вы увидите на шее ребенка зуб леопарда, знайте – это не только отпугивание злого зверя, но и притягивание «зверского» аппетита.

Рисунок из Корана племени хауса     Внимательно рассмотрите магический рисунок, приведенный тут. Этот рисунок взят из миниатюрного Корана племени хауса, проживающего в Северной Нигерии. Орнамент рисунка – обычный, исламский, который можно встретить во многих областях, где проживают мусульмане. А ведь этот рисунок – характерный символ черных мусульман-африканцев. Для них он символизирует большую магическую силу ислама. К этой силе практически все африканцы относятся с уважением и почтением.

    А вот влияние другой религии – христианства. В Эфиопии от коптских христиан из Египта переняли трепетное отношение к крестам (в частности, ношение креста на голубой тесьме на шее). Причем, кроме обычной латинской формы креста на территории Эфиопии можно встретить огромное разнообразие форм. Материалом для изготовления крестов обычно является серебро.

    Вот, для примера, два варианта креста, распространенных в Африке:

    Равносторонний крест, четыре конца которого указывают на четыре стороны света. Крест изображает вселенную, которая располагается в знаке креста. Пять камней символизируют следы пяти крестных ран Иисуса. Четыре внешние группы по три маленьких круга символизируют двенадцать апостолов. По своей форме этот крест похож на крест Иерусалима, в котором между четырьмя концами размещено еще четыре маленьких креста. Равносторонний крест
    Звездный крест, напоминающий египетский анкх (считается, что во время появление подобного креста, в Эфиопии анкх не был известен). Заострившиеся концы креста напоминают о единстве Святой Троицы. Звездный крест
    А вот, для примера, еще один крест. Он украшает собор в Аксуме и является ярким представителем крестов, которые возвышались на крышах эфиопских церквей. Семь концов, на шести из них – страусиные яйца. Для нас это может показаться диким. А в Эфиопии это несло вполне определенный символический смысл: как страус стережет свои яйца, так и верующий должен оберегать свою душу. Крест аксумского храма


    Среди африканских народов особо стоит отметить племя туарегов. Если есть возможность – не упускайте ее, найдите материал об этом племени и почитайте, очень любопытный народ.
    «Туареги (самоназвание — имошаг) – народ, живущий в Нигере, Мали, Верхней Вольте и пустынных районах Алжира, куда был вытеснен в эпоху арабских завоеваний из более северных областей Африки».

    Самые распространенные магические символы этого народа, известные нам, – это туарегский крест.

Туарегский  крест     Туарегский крест – один из старейших символов, известный со времен, когда племена активно кочевали по континенту в поисках лучших земель.
    Это сильнейший охранный амулет, защищающий своего владельца от всевозможных неизвестных страхов, опасностей, от порчи и сглаза, от различных заклятий, предохраняющий и от проблем новых мест. Он, как стражник, стоит на защите от всего злого, окружающего хозяина. Присмотритесь к нему: даже его форма, форма щита, говорит о его магической защитной силе.
    Отцы дарили подобные кресты своим сыновьям при их взрослении, со словами:
    «Дарю тебе четыре направления мира, так как человек никогда не может знать, где же он умрет».

    Среди женских оберегов стоит отметить особое ожерелье: подвеска на серебряной чеканной цепочке в виде двух венков - один сделан из сине-черного и зеленого стекла, другой имеет овальную сердцевину из слоновой кости, обрамленную небольшими серебряными шестиугольниками. Такое украшение передается от матери к дочери и является сильным родовым оберегом.

    Подобные магические амулеты изготовлялись обычно магами-мастерами. В предметы вкладывалась сила (создателями этих предметов), направленная на вполне конкретные цели – защиту племени, дома или личную защиту. Интересно, что к подобным предметам относились с некоторой долей опаски, не зная, как себя поведут амулеты с новыми хозяевами. Их старались задобрить, делая им подношения или совершая определенные ритуалы. Если амулет не действовал или действовал плохо – его возвращали изготовителю, который мог и «наказать» амулет за отказ работать.
    Любопытный обычай, наказывать амулет... Не правда ли? Но еще более любопытным является факт побуждения амулета к работе через вбивание в него гвоздей! Считалось, что это поможет запомнить амулету, что от него требуют и ждут, и сподвигнет амулет к действию.

Колдовской предмет     А эта иллюстрация показывает нам магический предмет, который делает колдун для себя, для проведения ритуалов. В частности, подобные предметы можно встретить у колдунов Вуду. Состоит такой предмет из калебаса (бутылочной тыквы) и клюва птицы-носорога. По бокам с обеих сторон прикреплены раковины-каури. Любопытно, что настоящее значение того или иного магического предмета африканского колдуна узнать не так-то просто. Это держится в строжайшем секрете. Это в западной магии мы можем с вами подобрать магический инструментарий, который будет для каждого мага очень схожим по составу. Здесь же каждый колдун сам делал для себя инструменты, вкладывая в каждый свою энергию и максимально используя энергию и специфические магические свойства самого материала. Чем больше в готовом предмете использовалось составляющих, тем лучше. Иногда внутрь помещали дополнительные магические средства, не видимые со стороны, и предмет приобретал уже совершенно иные свойства. И учтите, по внешнему виду определить для чего служит тот или иной предмет нельзя. Нельзя и сказать для какого вида магии - белой или черной - используется такой предмет. Даже если предмет выглядит устрашающе, он может быть всего лишь знахарским.
    Данный предмет, приведенный в иллюстрации, можно лишь предположительно разложить на составляющие.
    В мифологии Западной Африки птица-носорог считается повелителем всех пернатых и обычно (как ни странно) служит глашатаем. Впрочем, в Западной Африки практически всем птицам приписывалась роль переносчиков известий между различными сферами и измерениями (кто знает, может и наши почтовые совы носят не только записки?) Раковина каури равносильна галеону. В Африке она часто являлась платежным средством, олицетворяла собой богатство, силу, а в некоторых случаях символизировала царскую власть. Тыкву (калебас) использовали как тару, в которой хранились волшебные снадобья колдунов. Плюс - тыква источник женской энергии. В процессе магического ритуала обычно совершалось "оживление" предмета, наполнение его энергетическим зарядом. Итого - власть, повелитель, женская энергия, неведомая магическая составляющая... Какое бы вы предположение сделали? Для чего, для какого ритуала можно было бы использовать данный предмет? Свои размышления можно присылать в виде доклада к уроку.

    Вот такая она, магическая Африка. А я ведь только краешком коснулась...
    Перейдем к домашнему заданию.


   Домашнее задание:

  1. Почему танцор в маске не боится выступать против темных духов? (1-2 балла)
  2. Только ли у африканцев змея выступала в качестве магического символа? Можете ли Вы привести примеры использования змеи как символа у других народов? (1-4 балла)
  3. Я упомянула про фетишизм и тотемизм. Попробуйте дать краткое определение и привести по одному примеру того и другого. (1-4 балла)

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.