"Нитяные обереги"

Рада видеть на лекциях знакомые лица)

    В продолжение предыдущих лекций мы снова поговорим с вами о славянских оберегах.

   Обережные знаки вышивки И тема сегодняшнего урока так и будет звучать:

"Нитяные обереги"

 

    Искусство вышивания в Древней Руси развивалось минимум с 9-10 веков. Именно к этому времени археологи относят свои находки - фрагменты одежды, украшенные узорами из золотых нитей.

    Более поздние находки говорят о том, что искусство вышивания развивалось, и с 14-го века уже украшали одежду не только знатным людям, но и обычным; вышивкой украшают одежду, полотенца, другие предметы обихода. Шелком и золотыми нитями расшивали праздничные одежды и свадебные полотенца. Вышивкой занимались тогда в основном монахини и женщины знатных семей.

    С 18-го века вышивкой украшают одежду простого народа. Украшают повседневную одежду, передники, головные уборы. Материалы подбирались простые, но качеству вышивки могли позавидовать и богатые люди.

Обережные знаки вышивки    Но, если вы думаете, что это было простым украшением и не несло в себе никакого смысла, вы ошибаетесь, ибо каждая вышивка имела свое назначение. Месторасположение вышивки, рисунок, цвет, материал - все это несло в себе особый смысл.

    Давайте рассмотрим все это поподробнее.

    Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

    Очень важно было, чтобы узор был выполнен без единого узелка. Разрыв нити обозначал разрыв энергетической связи вышивки с обладателем оберега.

    Ткани для одежды, естественно, берутся только натуральные - хлопок, шелк, шерсть, лен.

   Считалось, что натуральная ткань сама по себе непроницаема для злых духов, так как ее ткали в старину, вкладывая в нее защитную силу, используя для этого особые инструменты и ритуалы. Но в местах, где ткань заканчивалась (ворот, подол, конец рукава) или где сшивалась, защитные функции ткани не могли действовать полноценно и их дополняли вышивкой.
    Если вышитая вещь предназначена для постоянной носки, то для вышивки берут хлопковую нить. Она лучше всего подходит для регулярной защиты от порчи и сглаза.
    Шелк лучше использовать для ситуаций, когда требуется сохранить ясность мышления, для помощи в разрешении сложной ситуации, связанной с карьерой.
    Лен действует умиротворяюще. Им вышивают деревья, солнце, звезды, птиц - древние символические узоры.
    Шерсть используется тогда, когда проблемы уже начались. Вышивкой из шерсти закрывают энергетические центры человека, область шеи, сердца, солнечного сплетения, живота. Считается, что такая вышивка закроет энергетическую пробоину, которая образовалась.
А вышивать лучше всего солнышко, которое согреет вас и прогонит тьму из вашей жизни. Звезды и птиц вышивать не стоит. Лучше животных, которые вам нравятся.

    Узоры и месторасположение выбираются в зависимости от того, для кого делается вышивка.

   Примеры расшитых рукавов У многих народностей, и в том числе и у славян, одежду рассматривали как отражение мироздания, и узоры располагали исходя из этого:

   
верхний мир: горловина, вышивались птицы, вода, тучи, молнии
от горловины вниз шел вырез, по нему вышивали те же молнии, дождь, растения, символизирующие Мировое дерево, солнце.
на шве рукава, около плеча, у женщин, вышивали символы космогонии
средняя часть рубахи (и низ рукава): между небом и землей, вышивались птицы, солнце, оленухи, берегини, кони небесные.
подол: земля и все что на и под нею.

    Важно было не перепутать женские и мужские узоры. Мужчинам вышивали кузню, плуг, коня, женщинам - поле, оленух, берегинь. У женщин ширина вышивки по подолу была больше, чем у девушек; в ней отражалось ее родство не только со своим родом, но и с родом мужа. Интересно, что при знакомстве молодые люди могли по узорам вышивки установить род друг друга.

    Обережная вышивка для детей выполнялась красным цветом. Для взрослых цвет мог быть различным. Женщины добавляли черный цвет, цвет матери-земли, защищая с помощью него себя от бесплодия. Синий и зеленый цвет использовали для одежды мужчин. Синий оберегал от стихий, зеленый - от ран.

Женская рубаха    У девочек одежду расшивали охранными символами рода, древесными орнаментами, символами богини-покровительницы судьбы. Мальчикам - символами огня, солнца, тотемных животных, символами рода-покровителя и духа покровителя дня рождения, символами мужских ремесел.

    По некоторым источникам, цвета были привязаны к защите чакр человека. Соответственно, красный цвет использовали для защиты нижней чакры (опорно-двигательный аппарат, мочеполовая система), оранжевый - для второй (на несколько пальцев ниже пупка), отвечающей за почки и половую энергию, желтый - для третьей, защищающей центр жизненной энергии (область солнечного сплетения), зеленый - для сердечной чакры (сердце, легкие, позвоночник, руки, наши эмоции), голубой цвет - для пятой, отвечающей за органы дыхания, горло, кожу, творческий потенциал человека (горловая чакра), синий отвечал за шестую чакру (зона "третьего" глаза, интеллектуальные способности), фиолетовый отвечал за связь нашу с Высшими силами (темечко).

    Если пройтись по музеям и изучить собранные там старинные вышитые предметы, мы увидим, что самым распространенным узором в орнаменте был ромб. Он имел разную форму у разных народов и имел разное значение, и, тем не менее, это был именно ромб:
Ромб-лягушка
ромб-лягушка
Ромб-репей
ромб-цветок, репей
Ромб-засеянная земля
ромб-засеянная земля

   
Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия. Его связывают с матерью-прародительницей, началом всех рождений на земле. Ромб - цветок - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, символизирует молнию, разящую демонов и защищающую скот.
ромб-розетка"Розетка", состоящая из 8-ми лепестков, выступает как символ женского начала, плодородия.
Мировое деревоИз более сложных орнаментов стоит вспомнить "мировое дерево" (дерево жизни), стилизованная женская фигура (она может располагаться по-разному и в разных сочетаниях), символизирующая Богиню-Мать, Сыру-Землю.

    Не надо увлекаться и расшивать один предмет одежды всеми возможными узорами. Как и во всех оберегах, которые мы изучали ранее, совмещать узоры надо очень аккуратно, чтобы действия различных узоров не перекрывались и не мешали друг другу.

   В качестве дополнения приведу наиболее известные символы, использующиеся в обережной вышивке. Обережные знаки вышивки

  • Кресты - преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  • Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  • Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви, сексуальной привлекательности.
  • Звезды - знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
  • Круги - символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
  • Квадраты - знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек.
  • Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
  • Волнистая линия - волны, вода, мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально - это знак самосовершенствования, "лестница в небо", путь к тайным знаниям.
  • Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
  • Горизонтальные линии - земля;
  • Косые линии - дождь, пересекающий путь к солнцу;
  • Точки между линиями - зерна, брошенные в землю.

    Еще один интересный нюанс. Вышивать следует очень внимательно, подсчитывая стежки. Они должны быть четными на каждом рисунке. И каждый цвет должен быть вышит одной ниткой, единожды вдетой в иголку. Если не хватит нити хотя бы на один стежок или узелок, считайте, что магия не сработает. Стоит отложить работу, возможно, вы не полностью настроились на приготовление оберега и ваши мысли далеко, что недопустимо при изготовлении оберегов. Лишняя нитка остаться может и на магическую составляющую вышивки не повлияет.

    Ну и напоследок. В современном мире очень сложно найти чистые мотивы. Слишком у нас все перемешалось. В узоры вплетают рунические символы, добавляют красочные истории, расцвечивают искусственными красками. И, как результат, путаница и невозможность сделать действительно работающий оберег. Специалисты, сталкиваясь с современными узорами, приходят в ужас от полного пренебрежения к традициям, выполнению четких правил и полученному результату. Поэтому, если вдруг вы действительно захотите вышить обережные символы на одежде - подойдите к этому очень серьезно и вышивайте наиболее простые элементы.

    А теперь - перейдем к домашнему заданию.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.