Черепаха

Вначале ничего не было: ни земли, ни неба, ни солнца, ни луны - только тьма повсюду.

Внезапно из тьмы возник тонкий диск, желтый с одной стороны и белый - с другой, и повис посредине. Внутри диска сидел бородатый карлик, Создатель, Тот-Кто-Живет-Наверху. Обеими руками он протирал глаза, как будто спросонья.

Он вгляделся в бесконечную тьму, и вдруг вверху появился свет. Он опустил глаза - и стало море света. На востоке он выткал желтые нити зари. На западе разбросал множество цветовых оттенков. Не забыл и про разноцветные облака.
Создатель утер пот с лица и потер ладони, стряхивая пот вниз. И надо же! Появилось светящееся облако, и на нем - маленькая девочка.
"Встань и расскажи мне, куда ты направляешься", - спросил он. Но девочка не ответила. Он снова протер глаза и протянул правую руку Девочке-Без-Родителей.
"А ты откуда взялся?" - спросила девочка, ухватившись за его руку.
"С востока, где сейчас светло", - ответил он, переходя на ее облако.
"А где же земля?" - спросила она.
"А где же небо?" - спросил он вместо ответа. "Я размышляю, размышляю, размышляю, размышляю, что бы такое еще создать", - пропел он четырежды - а это священное число.
Создатель потер лицо ладонями, потер ладони и раскинул руки широко-широко! И появился перед ним Дух-Солнце. И снова Создатель утер пот со лба, и стряхнул с ладоней Мальчика.
Все четверо духов сидели на маленьком облачке в глубокой задумчивости.
"Что же нам еще предпринять? - спросил Создатель. - Это облако слишком мало для нас четверых".
И тогда он создал Тарантула, Большую Медведицу, Молнию и несколько туч на западе, где поселился Гром.
И запел Создатель: "Давайте сотворим землю. Я воображаю землю, землю, землю; я воображаю землю". И так он пропел четырежды.
Все четверо духов всплеснули руками. Их пот смешался, и Создатель, потирая ладони, выронил маленький бурый комочек, величиной примерно с фасолину.
Создатель пнул его, и он увеличился в размере. Девочка-Сирота пнула его, и он стал еще больше. Бог-Солнце и Мальчик по очереди наподдали по нему изо всех сил, и комочек становился все больше и больше, превращаясь в шарик. Создатель велел Ветру пробраться внутрь шарика и раздуть его как следует.
Тарантул сплел крепкую черную нить, привязал ее к шарику и быстро пополз на восток, натягивая нить изо всех сил. Потом он сплел синюю нить и протянул ее на юг, желтую протянул на запад, а белую - на север. Потянули за эти нити, раз! - и шарик раздался до неизмеримой величины, превратился в землю. Но на нем не было ни гор, ни холмов, ни рек - только гладкая, пустая бурая равнина.
Создатель поскреб грудь, соединил пальцы, и появился Колибри.
"Лети на север, юг, восток и запад, а потом расскажешь нам обо всем, что увидишь", - велел ему Создатель.
"Все прекрасно, - доложил Колибри по возвращении. - Земля очень красива, а на западе появилась большая вода".
Но земля продолжала катиться и подпрыгивать, вверх-вниз, вверх-вниз. И тогда Создатель сделал четыре гигантских шеста: черный, синий, желтый и белый - чтобы удержать землю. Ветер разнес четыре шеста по краям земли. И земля остановилась.

И запел Создатель: "Вот теперь мир создан, и земля стоит прочно". И так он пропел четыре раза.
После этого он запел о небе. Неба не было, но ему казалось, что оно нужно. Песня о небе прозвучала четырежды, и появилось двадцать восемь человек, чтобы натянуть небесный свод над землей. С помощью заклинаний Создатель определил верховных вождей для земли и неба.
Он послал Молнию, чтобы определить границы мира, и вместе с Молнией появились трое неотесанных созданий, две девочки и мальчик, которые выпали из панциря черепахи. У них не было ни глаз, ни ушей, ни волос, ни ртов, ни носов, ни зубов. Были руки и ноги, но не было пальцев.
Бог-Солнце послал за Оводом, чтобы тот построил потельню. Девочка-Сирота покрыла потельню четырьмя толстыми тучами. Перед восточным входом она расстелила мягкое рыжее облако - вместо одеяла, чтобы вытирать ноги после обряда.
Четыре больших камня накалили посреди потельни. Троих неотесанных поместили в потельню. Остальные запели целительные заклинания и пели до тех пор, пока внутри не кончился пар. Трое вышли и ступили ногами на волшебное рыжее облако-одеяло. Создатель всплеснул руками, и у созданий появились пальцы, рты, глаза, уши, носы и волосы.
Создатель дал мальчику имя Мальчик-Небо и назначил его вождем Небесного Народа. Одной из девочек он дал имя Девочка-Земля, и она стала ведать землей и урожаем. Другую девочку он назвал Девочка-Пыльца и назначил ее главной целительницей для Земного Народа.
Поскольку земля была все еще пуста и бесплодна, Создатель решил для разнообразия сотворить животных, птиц, деревья и холмы. Потом он послал Голубя посмотреть, как выглядит земля. Через четыре дня Голубь вернулся и доложил: "В мире все прекрасно. Но через четыре дня поднимется большая вода и затопит всю землю".
Создатель сотворил большую пинию. Девочка-Сирота обмазала все дерево смолой, превратив его в большой, плотный шар.
Через четыре дня начался потоп. Создатель поднялся вверх на облаке, взяв с собой двадцать восемь помощников. Остальных Девочка-Сирота поместила в смоляной шар, плотно закрыв его сверху.
Через двенадцать дней вода спала, а смоляной шар оказался на вершине горы. Могучий поток воды разворотил равнину и создал горы, холмы, долины и реки. Девочка-Сирота вывела богов из смоляного шара на обновленную землю. Она пригласила их на свое облако, и они полетели, пока не встретили Создателя с помощниками, которые тем временем завершали строительство неба, пока на земле продолжался потоп.
Оба облака опустились в долину. И там Девочка-Сирота собрала всех, чтобы услышать волю Создателя.
"Я покидаю вас, - сказал он. - И я хочу, чтобы каждый из вас постарался сделать все возможное, чтобы мир стал совершенным и счастливым.
- Тебе, Гром, я отдаю власть над тучами и водой.
- Тебе, Мальчик-Небо, я отдаю власть над Небесным Народом.
- Тебе, Девочка-Земля, я отдаю власть над Земным Народом и урожаем.
- Тебе, Девочка-Пыльца, я поручаю исцелять людей и учить их.
- Тебе, Девочка-Сирота, я поручаю смотреть за порядком в мире".
Потом Создатель повернулся к Девочке-Сироте, и они одновременно потерли ноги ладонями. Внезапно между ними появилась куча бревен, и Создатель, взмахнув рукой, поджег ее.
Огромные клубы дыма заволокли небосвод. И в этом дыме Создатель исчез. Остальные боги последовали за ним в клубах дыма, оставив земным людям только двадцать восемь помощников.
Бог-Солнце отправился на восток, чтобы жить и странствовать вместе с Солнцем. Девочка-Сирота направилась на запад и поселилась далеко за горизонтом. Мальчик и Девочка-Пыльца поселились на южных облаках. Большая Медведица все еще видна на севере по ночам и указывает людям правильный путь.

Это миф о сотворении Земли Аппачей….но не только в нем можно встретить упоминание о черепахе.

В верованиях многих народов черепахе отведено важное место в сотворении мира: жители разных стран, независимо друг от друга, считали, что Земля покоится на панцире гигантской черепахи. А у индусов существует легенда о возникновении самих черепах: когда в одном из сражений восставшие против богов великаны потерпели поражение, их щиты, оставленные на поле брани, расползлись по миру, отрастив лапы, головы и хвосты.

Черепаху часто изображают поддерживающей мир. С ней связывают начало творения и считают ее подпирающей весь мир. Она поддерживает землю, а ее четыре ноги находятся на четырех концах земли.

Черепахи - живые ископаемые нашей планеты. Даже эволюция не в силах с ними справиться: за последние 200 миллионов лет они практически не изменились. Их отличает фантастическая живучесть (с разбитой до лохмотьев головой черепаха может жить и передвигаться десятки дней!). А один подопытный экземпляр с удаленным мозгом прожил полгода. Они - долгожители. 150 лет - нормальный возраст для сухопутной черепахи. Бывает, живут они по 200 и более лет.

Некоторые виды поражают своей силой: зеленая морская черепаха может унести столько человек, сколько поместится на ее панцире. Есть и агрессивные представители этих животных. Знаменитые каймановые черепахи очень кусачие: хватают змей, птиц на берегу и в воде, были случаи, когда у купающихся людей они откусывали пальцы. Еще одна интересная их особенность: не боятся холода, могут ползать по льду. Примечательна также ее родственница - грифовая черепаха, которая ловит рыб на "червя": притаится на дне, раскроет пасть и периодически высовывает ярко-красный вырост на "спинке" языка, очень похожий на извивающегося червячка.

Служит символом материального существования. В силу своей медлительности является символом природной эволюции в противоположность более стремительной духовной. Важнейший мифологический символ Ассирии, Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, имеющий космические импликации. В Индии и Греции черепаха считалась священным животным женских богинь. В Японии – это мужской символ. В индийской мифологии черепаха или ее ноги служат опорой космосу. В других мифологиях она известна как трон неба, первичные воды или острова бессмертных. В монгольских мифах золотая черепаха держит центральную гору универсума. Арочный панцирь черепахи рассматривается как свод небес, возникший над плоской землей. Черепаха воспринимается как непосредственный посредник между небом и землей, символ всего универсума.

У большинства людей черепаха ассоциируется с неповоротливостью и медлительностью. У многих народов эти черепашьи качества вошли в пословицы и поговорки. На улицах Лондона можно увидеть плакаты с изображением черепахи и зайца, которые предостерегают пешеходов: "Не скачи, как заяц, и не ползи, как черепаха". А вот на островах Фиджи черепаху считают символом быстроты и высших навигационных способностей. Ее изображают на официальном бланке морского департамента. Только это не сухопутные, а морские черепахи. К ним относится и ридлея. Длиной она до 80 сантиметров, питается как растительной, так и животной пищей. Нрав довольно-таки свирепый. Когда ее вылавливают из воды, ридлея доставляет много хлопот: прокусывает весла и руки, кидается на людей.

Согласно преданию ирокезов, в самом начале миротворения верховное божество решило посадить в первозданном океане гигантское мировое дерево. Но для него нужна была прочная опора. Собравшиеся на совет звери решили извлечь со дна океана землю. Когда же эта задача была решена, встал вопрос: на чем укрепить ее? Взять на себя ответственность подпирать вселенную согласилась черепаха Хах-ху-нах. На ее крепкий панцырь были помещены извлеченные со дна кусочки ила, которые, постепенно разрослись, образовали землю. Но другой легенде, входящей в «Валам олум» — знаменитое эпическое сказание североамериканских индейцев, в давние времена могучий и громадный змей, живым кольцом охвативший землю, чтобы погубить все живое, стал извергать из своей пасти нескончаемые потоки воды. Великий герой по имени Нанабуш, предок людей и животных, решил спасти своих погибающих потомков. Для этого он сотворил громадную черепаху, подобную плавучему острову. На ее спине и укрылись от опасности люди и звери. Этот миф полностью аналогичен преданиям о миротворении, а черепаха играет в нем роль не просто опоры земной тверди, но самой земли.

Вот например у японцев она поддерживает прибежища бессмертных и Мировую Гору и означает долгожительство, удачу и поддержку.

Урашима и черепаха

Жил-был однажды молодой рыбак, который больше всего на свете любил море. Он жил в хижине на берегу. Утром и вечером, зимой и летом он не переставал любоваться морем. Звали его Урашима.
Каждый день он ловил рыбу. Но поскольку был влюблен в море и добр от природы, он всегда выпускал пойманную рыбу обратно в море.
Однажды, закинув свою удочку, Урашима вдруг почувствовал, что леска сильно натянулась. Выдернув ее, он увидел большую черепаху, зацепившуюся за крючок. Урашима освободил черепаху и отпустил ее обратно в море. "Лучше я буду голодать сегодня, - подумал он, - чем убью молодую черепаху".
Ты знаешь, что черепахи живут много-много лет, а эта была еще совсем юная. Черепаха исчезла в волнах, а через некоторое время необыкновенной красоты девушка появилась у лодки Урашимы.
Присев на ее край, она сказала:
- Я дочь морского царя. Мы живем на дне моря. Отец разрешил мне превратиться в черепаху, чтобы испытать твое доброе сердце. Ты и в самом деле добр и благороден. Я приглашаю тебя к себе в гости посмотреть мой подводный дворец.
Урашима не мог вымолвить ни слова, пораженный ее неземной красотой. Одним лишь желанием было следовать за ней повсюду.
- Да, - только и мог вымолвить он и, подав ей руку, последовал за ней на морское дно. Хрустальная рыбка с золотыми плавниками сопровождала их. Еще до захода солнца они достигли подводного дворца.
Он был сделан из кораллов и жемчуга и сверкал так, что было больно глазам. Драконы с нежно-бархатной кожей охраняли вход во дворец.
В тишине и роскоши дворца прожил Урашима четыре года вместе с красавицей принцессой. Каждый день море искрилось и сияло в лучах солнца. Они были счастливы, пока однажды Урашима не повстречал маленькую черепаху. Она напомнила ему тот день, когда он ушел к морю. Он вспомнил о своей деревне и своей семье.
Принцесса знала, что однажды он вспомнит и затоскует по дому.
- Ты должен вернуться на землю, к людям, - сказала она. - Если ты останешься здесь, ты возненавидишь меня и умрешь с тоски. Если ты отправишься сейчас, ты сможешь вернуться назад. Возьми эту жемчужную коробочку, перевязанную зеленой лентой. Но смотри, не развязывай ленты. Если ты сделаешь это и раскроешь коробочку, ты уже никогда не сможешь вернуться назад.
Урашима сел в свою лодку, и принцесса вынесла ее наверх. Он поплыл к родному берегу. Увидев его, он заплакал от радости.
Там все также стоял холм, росли черешневые деревья, и все таким же золотым был прибрежный песок, из которого он в детстве строил красивые замки, Урашима поспешил вверх по знакомой тропе. Поднявшись, он не узнал окрестностей. Все также светило солнце, пели птицы и синело, переливаясь, море. Хижины его не было, не было даже дерева, под тенью которого она стояла. Он пошел дальше. Что же случилось за четыре года, пока он был в подводном царстве?
Вдруг он увидел седовласого старца, отдыхающего под тенью дерева, и подошел поговорить к нему.
- Простите, вы не скажете, как пройти к хижине Урашимы? - спросил он.
- Урашима? - переспросил старец. - Это очень древнее имя. Я слышал его однажды в детстве. Это было в рассказе моего прадедушки о мальчике, который утонул в море. Его братья, их сыновья и их внуки жили здесь и рыбачили. Но все они уже умерли. Это очень грустная история, правда? Молодой человек пошел в море 400 лет назад и не вернулся домой. Не нашли даже щепки от его лодки. Море поглотило все, - сказал старец.
Без семьи, без дома, никому незнакомый и ненужный Урашима был чужой в своей деревне.
Старец, указав в сторону холма, сказал:
- Там находится деревенское кладбище, и там вы найдете его могилу.
Медленно Урашима побрел на кладбище. Там, среди имен матери, отца и братьев он увидел и свое имя, вырезанное на сером могильном камне.
И вдруг он понял. Ничто не связывало его больше со своей деревней. Здесь на земле он был мертв, он опоздал сюда на 400 лет. Он должен вернуться к своей возлюбленной принцессе.
Он знал, что ему нельзя потерять свою коробочку, перевязанную зеленой лентой. Он знал, что должен поспешить, но чувствовал себя усталым и ненужным.
Он потихоньку вернулся на берег, сел на морской песок и положил на колени жемчужную коробочку. Он мечтал о том, как вернется назад, в морское царство. Машинально он развязал зеленую ленту и открыл коробочку.
Белый туман потихоньку выплыл из коробочки и поднялся высоко в небо. Там он приобрел очертания его любимой, прелестной принцессы.
Урашима протянул к ней руки и кинулся за ней, но туман рассеялся в морском воздухе.
Урашима почувствовал себя очень старым. Его спина вмиг сгорбилась, руки затряслись, а волосы поседели. Его мускулы стали дряблыми, а ноги стали едва передвигаться.
Вскоре на морском берегу дети нашли скелет неизвестного человека. А на морских волнах все плыла, качаясь, маленькая жемчужная коробочка. Над ней легко кружилась на ветру зеленая лента.

Японский благопожелательный символ процветания и богатства - мифический корабль сокровищ ТАКАРАБУНЭ,

Плывущий по волнам серебряный корабль до краев нагружен символами богатства и процветания: золотыми и серебряными старинными монетами, мешками с рисом, ветками кораллов и другими редкостями, среди которых - хвостатая черепаха - символ мудрости и долголетия.

В Индии особенно подчеркивался присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слои удерживает мир, стоя на огромной космической черепахе. С другой стороны, считается, что космическое дерево растет из спины черепахи — воплощения бога-хранителя Вишну: По древнеиндийским представлениям земля покоилась на четырех слонах, которые стояли на огромной черепахе, медленно пробирающейся через хаос.

«…Гора стала увязать в илистом дне океана. Тогда Вишну превратился в гигантскую черепаху (это была его вторая аватара), нырнул в океан и подставил свою спину под гору. Одновременно Вишну оставался и наверху, на земле, в своём четырёхруком теле и всеми четырьмя руками крепко держал змея-веревку. И таким образом боги и демоны пахтали океан сто лет. К концу пахтанья Вишну-черепаха вынырнул на поверхность, его душа слилась с душой в четырёхруком теле. Вишну сказал: “Ждите амриту”. Наконец на поверхности океана показался белый сосуд, в котором была амрита…».

Большую роль космическая черепаха играла и в мифах Древней Индии. В известном мифе о пахтанье молочного океана царь черепах служил богам опорой для горы Мандары — космической мутовки. В средневековом индийском искусстве вселенная изображалась следующим образом: гигантский мировой змей, обвивший мироздание кольцом, несет на себе колоссальную черепаху, на спине которой стоят четыре слона, подпирающие землю; в центре земного океана помещается обитаемый людьми континент — Джамбудвипа, там, в свою очередь, тоже находятся космические слоны, а на их спинах возвышается мировая гора Меру.

В древнекитайской. Символизм героя-создателя мира поддерживается и мифологией североамериканских индейцев, где черепаха поднимает сушу из глубин. Черная черепаха олицетворяет север, ночь и зиму. Согласно легендам, до гексаграмм существовали триграммы. Создание восьми триграмм (Ба Гуа) приписывается легендарному императору Фу Си, заложившему начало китайской цивилизации в XXVI1I-XXVII вв. до н.э. По преданию, однажды он увидел, как из реки Хуанхэ выплыла на берег огромная черепаха, на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт. В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствовавших его представлениям о мироздании, где главенствовали небо и земля, из взаимодействия которых возникали и переходили друг в друга все вещи и явления. Фу Си изобрел Гуа и тем самым явил идеальный способ управления людьми и страной. Это произошло в незапамятные времена; когда люди не знали еще ни земледелия, ни огня, ни орудий труда.

Согласно мифу горах бессмертных Пэнлай, пять священных гор, на которых обитали божества и люди, достигшие после смерти блаженства, плавали по поверхности океана на расстоянии в несколько миллиардов ли от берега. От постоянной морской качки бессмертные обитатели райских гор разболелись, и тогда верховное божество приказало своим подчиненным поймать пятнадцать гигантских черепах и заставить их держать горы на своих головах, сменяя друг друга через шестьдесят тысяч лет. Далее миф повествует о том, как некий великан поймал на крючок шесть чудесных черепах, вследствие чего две горы погрузились в пучину. Связь этого предания с архаичной картиной мира совершенно очевидна: пять мифических гор соответствуют пяти мировым горам, располагавшимся, согласно древнекитайской космографии, в кардинальных точках пространства — на юге, севере, востоке, западе и в центре.

Другой древнекитайский миф повествует о том, как во время космической битвы с божеством огня бог воды в ярости обрушился на священную гору Бучжоушань, служившую опорой неба, и сломал ее. Это вызвало вселенскую катастрофу: земля резко накренилась в одну сторону, и миру грозила гибель. Ликвидировать последствия катаклизма взялась прародительница людей богиня Нюйва. Она умертвила гигантское чудовище Ао, отсекла у него четыре ноги и использовала их в качестве опор, поставив по четырем углам земли. Древние комментаторы сообщают, что иероглиф «ао», ныне вышедший из употребления, означал огромную морскую черепаху. Таким образом, можно считать, что данный миф по сути представляет собой отголосок предания о сотворении вселенной, лишь несколько переиначенного и затушеванного привходящими мотивами.

У китайцев черепаха - одно из четырех духовно одаренных существ наряду с драконом, фениксом и цилинем; символизирует водную стихию, инь, зиму, северные районы, черный цвет изначального хаоса. Черепаху называют Черным Воином - символ силы, выносливости и долгожительства. Знамя с драконом и черепахой несли воины императорской армии как символ неуничтожимости, поскольку оба существа, сражаясь, друг с другом, остаются живы: дракон не может сокрушить черепаху, а та не может дотянуться до дракона. Черепаху часто изображают с журавлем, как символ долгожительства. В Китае считали, что она обладает предсказательными способностями.

Черепаху часто изображают с журавлем, как символ долгожительства. Она поддерживает землю, а ее четыре ноги находятся на четырех концах земли.

Согласно фен-шуй, черепаха - это символ долголетия и мудрости. Талисман три черепахи друг на друге символизируют благополучие трех поколений. Этот талисман будет особенно благоприятен для тех семей, где живет не одно поколение. Так что, советуем обзавестись таким талисманом для обретения счастья и здоровья каждого члена большой семьи. В фэн-шуй особенно ценится чёрная черепаха, которая является хранителем севера, поэтому, кстати, рекомендуют размещать кабинет в этой зоне дома.

Талисман чёрной черепахи приносит удачу и поддержку в делах, плавное и стабильно повышение дохода и уровня жизни. Помощь черепахи особенно важна для хозяина дома и кормильца семьи. Черепаха — символ упорного труда, который будет вознаграждён. Наиболее «действенный» талисман — металлическая черепаха, позолоченная или покрытая серебром. Металл порождает воду, поддерживает её, и поэтому талисман приобретает особенную силу.

Кроме того, черепаха является символом карьерного роста. Если разместить ее изображение или фигурку в секторе карьеры, то вы всегда сможете наслаждаться успехами на своем профессиональном поприще.

И наконец Черепаха, как мы все знаем, — это символ мудрости, долголетия и неуклонного движения вперёд.

Драконочерепаха — магическое животное с головой дракона и телом черепахи, символ гармонии вселенной, который является одним из эталонов, выражающих философию фэн-шуй. Функции талисмана — охрана дома от всего плохого, что может в него проникнуть или накопиться в нем. Кроме того, Драконочерепаха обладает специфическими возможностями, присущими немногим талисманам фэншуй.Согласно древней китайской легенде, это мифическое существо появилось от союза дракона (старшего брата китайских императоров) и черепахи — хранительницы истины и мудрости. Когда последний дракон собрался умирать, он очень переживал, что оставит Поднебесную без своего мудрого руководства и охраны. Черепаха, понимая, что со смертью дракона в страну может прийти большая беда, предоставила свое тело духу дракона. Таким образом соединились два сильнейших покровителя Китая.

Черепаха — очень полезное существо: она «поглощает» агрессию в доме. И если у ребенка в переходном возрасте начинает портиться характер, психологи рекомендуют завести черепаху. Медлительность и неповоротливость черепах вошли в пословицы и поговорки, однако среднеазиатские, или степные, черепахи (именно эту породу чаще всего держат дома) способны подниматься на высоту две тысячи метров над уровнем моря и спокойно передвигаться по обрывистому склону. Об уникальных умственных способностях черепах говорит и такой факт: во время дождя в пустыне они делают бассейн, вода в котором сохраняется целых 6 часов. Известен и случай спасения черепахой человека. Пассажир одного судна в Карибском море упал за борт и более 15 часов (пока его не подобрал другой корабль) плыл, держась за панцирь крупной морской черепахи.


Ulana Kleps