Филин как символ

ФИЛИН КАК СИМВОЛ
Доклад по предмету «Обереги, амулеты, талисманы»

 

Но Филин вблизости, по счастию, случился
И взялся быть Ослу проводником.
Все знают, Филины как ночью зорки:
Стремнины, рвы, бугры, пригорки,
Всё это различал мой Филин будто днем
И к утру выбрался на ровный путь с Ослом.

И. А. Крылов. «Филин и осел»



Образ филина – мудрой, загадочной, зачастую зловещей птицы, – встречается в культуре стран и народов практически во всем мире. С этим образом связано огромное количество примет, поверий и символов, от вполне безобидных до сакральных и фаталистических.

1. Филин биологический
С биологической точки зрения, филин относится к совиному семейству совообразного отряда. Всех родственников этой дружной компании отличает ряд характерных черт: крупное тело, внушительный размах крыльев, преимущественно ночной образ жизни и хищность. Современная наука выделяет всего 19 видов филинов, распространенных почти по всему земному шару: обе Америки, вся Евразия и Африка. Не водятся они разве что на полюсах и в Австралии (там обосновались исключительно совы). Принципиально отличаются от сов внешним видом – у филинов на голове растут пучки перьев, напоминающие рысьи уши, более мощный клюв и (чаще всего) «мохнатые» и чуть более длинные лапы.
К ключевым особенностям филина, которые напрямую повлияли на его восприятие в культуре и мифологии, можно отнести:
- ночной образ жизни. Филин прекрасно видит и ориентируется в темноте, чему немало способствует особое строение его ярко-оранжевых (реже – желтых) глаз, различающих несколько сотен оттенков серого цвета даже в условиях полного отсутствия света в ночном лесу. Такой образ жизни очень сильно повлиял на отношение к филину у многих народностей: все ночные обитатели подсознательно вызывали и продолжают вызывать тревогу и опасение, что накладывает отпечаток (часто – негативный) на образ птицы в народе.
- бесшумный полет. Крылья филина, его манера летать с редкими взмахами и любовь планировать на короткие расстояния в ходе эволюции привели к интересной манере перемещения: в отличие от многих лесных видов птиц, филин почти не шумит, перелетая от опушки к опушке (и от добычи к добыче). Такая скрытность и внезапность появления также наложила свой отпечаток на фольклорный образ филина.
- хищность. Филины питаются всем, что плохо бежит: мелкими грызунами, зайцами, даже ежиками (а в очень голодный год, если очень постараться и хорошо прицелиться – лисами и небольшими оленятами). Строение клюва и мощный арсенал когтей, в совокупности с описанными бонусами в виде ночного зрения и бесшумностью, делают филина очень опасным и умелым охотником: мелкую мышку взрослый филин может проглотить вообще не жуя, а небольшого олененка растянет едва ли на неделю. Даже с ежиков опытная птица в состоянии снять кожу с иголками (что тоже не всегда положительно влияло на репутацию, особенно в славянском регионе).
- «демонический» голос. Если птенец филина способен только попискивать и у-у-кать на маму, требуя еды, то подросший филин превращается в настоящего оперного певца: глубокий, утробный бас филина слышно в лесу за несколько километров. Особой мрачности птице придает характерный звук в моменты волнения и возбуждения: взбудораженный филин переходит с уханья на натуральный хохот, который легко принять за смех какой-нибудь нечисти, особенно ночью и в дремучем лесу.
- межвидовая вражда. Очень многие птицы, например, соколы, орлы, вороны и галки, исторически и биологически испытывают к филинам глубокую неприязнь, переходящую в крыльеприкладство. Этим фактом активно пользуются многие охотники: живой (или побывавший у таксидермиста) филин привязывается к шесту на открытой местности, и его тут же начинают атаковать перечисленные пернатые родственники. Если привязать к тому же шесту несколько силков или сетей (или уметь хорошо стрелять из ружья), на одного филина можно поймать (или истребить) несколько птичьих особей. В старину особо ценилась «совиная охота» на соколов и ястребов, которых можно было аккуратно завернуть в ловчую сеть и передать специально обученным людям для тренировки и обучения. Заодно и с воронами, опустошающими посевные поля, бороться можно было аналогичным образом. И вновь, образ «ненавидимого» другими птицами добавляла филину негативных очков в репутацию.
- манеры поведения и оседлый образ жизни. Из всего вышесказанного могло сложиться впечатление, что филин воспринимался исключительно как птица самого дьявола, однако это далеко не так (о чем будет рассказано в 3 разделе доклада). Все филины – оседлые птицы, которые годами не покидают своей территории, заводят только одну пару на всю жизнь и редко меняют гнезда, места кормежки, даже места обучения птенцов. Подобное постоянство и обстоятельность сыграли немалую роль в формировании образа мудрой, вдумчивой, знающей птицы, символа глубоко и изощренного ума и проницательности.

2. Заметка на полях о повсеместной путанице
В подавляющем большинстве источников, независимо от их возраста и авторства, имеет место определенная путаница, которую необходимо кратко прокомментировать. В силу того, что (как описано выше) филины и совы визуально очень схожи, во многих мифах, легендах и преданиях между ними не делается особой разницы: лишь в редких случаях автор отдельно делает упор на том, что речь идет именно о филине, а не о сове, и призывает не путать между собой этих птиц (нередко в этом случае филин наделяется более «выдающимися», благородными качествами, тогда как сова описывается как более «приземленный», недостаточно идеальный образ глуповатой или недалекой птицы). По этой причине в следующем разделе доклада, посвященном мифологии, будет в основном упоминаться именно филин, несмотря на то, что одна и та же легенда у разных авторов может повествовать как о филине, так и о сове. Чаще всего наши предки не делали большой разницы между этими птицами и наделяли их схожими качествами в равной степени. Там, где это возможно, будет дано пояснение, о какой конкретно птице идет речь и в чем заключается принципиальное отличие.

3. Филин мифологический
С учетом всех перечисленных в первом разделе доклада особенностей, филин не мог не будоражить умы всех народов и общностей, рядом с которыми жил. Существуют тысячи легенд и преданий об этих птицах, от самых негативных до почти божественных. Краткая сводка по общим и отличающимся чертам приведена в конце этого раздела.
Образ филина почти в любой мифологии амбивалентен. С одной стороны, у всех стран и народностей в первую очередь эта птица символизирует мудрость и ум, сопровождает ученых, волхвов, друидов и пророков, наставляет на истинный путь, открывает тайны, позволяет проникать в умы людей и даже видеть будущее. Например, у одного из племен индейцев Северной Америки шаманы носили маски в виде головы филина и украшали его перьями свои плащи – считалось, что это позволяет им яснее прозревать будущее и защищает от соблазнов злых сил, сбивающих с пути.
С другой стороны, ночной образ жизни, мрачный и пугающий вид, демонический хохот, охота на «беззащитных» и безобидных братьев меньших приводили к негативному восприятию этой мудрой птицы: от дурного предзнаменования до прислужничества дьяволу, от символа смерти до живого воплощения демонов, похищающих детей.
Несмотря на очевидное присутствие в большинстве мифологических систем, сведения о легендах и преданиях о филине носят достаточно разрозненный, местами даже эпизодический характер. Традиционным считается упоминание о происхождении символизма мудрости филина из древнегреческой и римской мифологии: филин был неотступным спутником богини мудрости и стратегии Афины Паллады у греков и богини мудрости и войны Минервы у римлян. Многие картины, фрески и статуи обеих богинь сопровождались фигурой филина – верного помощника и хранителя, средоточия божественной силы. При этом ряд авторов отмечает, что по преданиям мудрый и внушительный пернатый спутник Минервы питался на полях сражений глазами врагов римской земли, устраивал настоящие побоища своими когтями и клювом и вообще имел скверный характер, отдельно предпочитая по ночам прилетать к разгневавшим богиню смертным, ухать у них под окном, пока они не умирали от страха.
Абсолютно такая же амбивалентность наблюдается в христианской традиции. Филин, избегающий света и заманивающий других птиц в ловушки, считался личным спутником Люцифера, антиподом ангельских крыльев и местным почтальоном в аду. Одновременно с этим образ филина изображался на картинах распятия Христа и трактовался как символ спасения рода людского от бесконечной тьмы, как проводник к свету и знаниям. Такая же двоякость проявлялась в иллюстрациях монашеской аскезы: филин часто символизировал одиночество и изоляцию (что довольно странно с биологической точки зрения, ведь филины образуют пары еще в юности и на всю жизнь), поэтому часто встречался на фресках и картинах, посвященных жизни монахов в монастырях. На одних произведениях он трактовался, как печальный образ вечного одиночества, на других – как символ монашеской мудрости и стремления к совершенствованию духа.
В славянской культуре баланс смещен в негативную сторону: несмотря на свою мудрость и ум, филин считался «дурной» птицей, предвестником всяческих бед, смертей, болезней и прочих неприятностей. Положительное отношение к пернатому культивировалось в основном в южных областях Руси, что многие авторы связывают с влиянием мусульманства от южных соседей – там филин как раз почитался мудрым и добрым помощником. В более северных же областях птица считалась злой и недоброй. В Муромской и Костромской областях часто встречалось поверье, что филин – ближайший помощник лешего, который охраняет в глухих лесах клады и сокровища и довольно грубо поступает с желающими на них покуситься.
Особняком в вопросе отношения к филину стоят Северная и Южная Америки. Местные индейцы на севере и ацтеки и майя на юге с самых ранних времен считали филинов (и сов) символом и хранителем боевой доблести, храбрости, неуязвимости и каких угодно иных позитивных бонусов, положительно влияющих на жизнь племен. Дома и целые поселения украшались образами филинов, их наносили в виде татуировок как охранные знаки, из костей, перьев и когтей изготавливали оружие и амулеты: перо филина в волосах или на шапке придавало зоркости, прозорливости, сообразительности, способность видеть в темноте, предугадывать поступки врагов и видеть будущее. Более чем у десятка племен индейцев Северной Америки филин был тотемным животным, а в Калифорнии имеется даже полуразрушенный индейский Совиный Храм. В особо крайних случаях филин почитался племенами как божество, получал в свою честь жертвы, а за охоту на сов могли моментально отрубить и голову, и руки.
Удивительно, но почти идентичный подход к филинам и совам наблюдается у племен, проживающих на территории современной Бурятии: у булагатов и эхиритов филин довольно часто становился тотемным животным, хранителем поселения и «вестником правды»: по уханью филина там даже выносили приговоры преступникам. При этом местных детей, по аналогии с нашей бабайкой, пугали «желтоглазым филином», который обязательно явится ночью за теми, кто плохо себя ведет, выклюет им глаза откусит уши.
Разнится отношение к филину и в Азиатском регионе. В то время как китайцы считали филина мрачным символом смерти и рисовали его образ на урнах с прахом, в Японии пернатый считался одним из самых светлых и позитивных божеств. В традиции народа айнов было ловить живых молодых филинов и держать их дома, для удачи и благополучия (в последствии, правда, филина забивали насмерть, обкладывали едой и украшениями и отправляли в качестве гонца на прием к более важным божествам, чтобы те присмотрели за деревней, ниспослали богатый урожай и избавили от всех бед).
Отдельные регионы и народности имеют собственные любопытные особенности в трактовках образа филина. Часть стран западной Европы, в особенности южные французские регионы, считали филина хранителем семейного очага, а по его уханью определяли, когда конкретно и кто родится у беременной женщины – девочка или мальчик. В Индии филина вообще использовали вместо кукушки и по его пению отсчитывали оставшееся количество лет счастливой и спокойной жизни. На юге Чили верили, что перо филина, помещенное в бутылку с алкоголем, позволит пить и не пьянеть, в то время как в соседней Бразилии когти и клюв птицы добавляли в местный самогон, чтобы сделать его максимально крепким и одурманивающим.
Отдельные, самые основные, характеристика образа филина в мифологии различных регионов после анализа источников сведены в таблицу, приведенную ниже. Разумеется, охватить весь объем доступных преданий довольно затруднительно, но общие для многих местностей моменты в ней отражены.

Сравнительная таблица характеристик филина в мифологии разных регионов

 

 


Если попытаться кратко резюмировать мифологический образ филина, то его амбивалентность, безусловно, будет стоять на первом месте: это одновременно и абсолютный символ мудрости и ума, и посланник потустороннего мира, ночи и смерти, и помогающий, и карающий.

4. Филин тотемический, амулетный, талисманный
Как было описано выше, филин выступал в качестве тотемного животного у многих племен и народов, и даже у отдельных индивидов, в особенности у индейцев Северной Америки, а также племен Майя и их соседей. В материальной форме такой тотемизм выражался чаще всего в виде:
- татуировок
- оберегов, талисманов и амулетов
- тотемных столбов
- вспомогательной атрибутики (маски, плащи, перчатки шаманов, используемые как инструментарий для ритуалов, концентрирующий силу)
- живых (и неживых) птиц (как спутников или чучел)
Согласно данным Национального музея американских индейцев в Вашингтоне, известно более 2000 татуировок, так или иначе обыгрывающих образ филинов, сов, их перьев и клювов. Наиболее правильным местом для нанесения таких татуировок считалась левая сторона груди, левое плечо, левое предплечье, кисти рук и даже фаланги пальцев (при этом дурным тоном и даже предосудительным поступком считалось нанесение татуировок с филином на лоб или лицо в принципе – открытая демонстрация обращения к почти священной птице считалось позерством и святотатством. Исключение составляли только шаманы – в традиции многих северных племен были татуировки на веках в виде глаз филина, которые должны были делать шамана всевидящим во сне и в состоянии транса). В краску для татуировок при этом иногда добавляли совиную кровь, для усиления эффекта и возможности «кровно побрататься» с покровителем.
Если говорить об оберегах, амулетах и талисманах, то, по понятным причинам, на первом месте в качестве материала для их изготовления стояли именно перья. Одним из практических примеров оберега, который можно создать и в наши дни, является индейский ловец снов. Существуют сотни рекомендаций по его изготовлению, однако в рамках этого доклада наибольший интерес представляет ловец снов племени Оджибве. Если большая часть племен использовала для каркаса ловца ивовые прутья (в силу гибкости), индейцы Оджибве предпочитали кедр. Если вернуться к материалам лекций, мы знаем, что кедр – один из самых энергетически мощных видов древесины, который только можно выбрать для создания оберега (и, видимо, индейцы Оджибве прекрасно об этом знали). Из нескольких, плотно скрученных между собой, ветвей кедра собиралась круглая основа, на которую натягивалась «паутина» из оленьих сухожилий. Наиболее важным компонентом этой конструкции индейцы считали именно перья и когти филина: усиленный кедром эффект прозрачности ума от перьев должен был обеспечить владельцу спокойный, глубокий сон, защищенный от любых негативных воздействий. Особенно ценными считались перья, пойманные в воздухе в тот момент, когда они выпали из крыла пролетавшего филина, не успевшие коснуться земли: это гарантировало, что покровитель племени благословил изготовителя оберега на доброе дело, и никакая «чужая» сила не коснулась пера (такие перья называли «небесными», и их можно было смело обменять на целый вигвам).
Собранный по таким правилам ловец снов считался обязательным оберегом и даже выступал в качестве особо ценного объекта для обмена с другими племенами: за «совиными ловцами» Оджибве в отдельные периоды времени велась настоящая охота, а подлинный рецепт их изготовления хранился в особом секрете.
Отдельно нужно отметить, что теория без практики мертва: почти такой же ловец снов висит прямо сейчас над моей кроватью. Кедровый каркас и четыре перышка из крыльев филина из нашего зоопарка, исключение только одно – оленьих сухожилий достать совершенно невозможно, вместо них – простая суконная веревка. Можно сказать, все проверено на практике.
Говоря о более приземленных вариантах изготовления амулетов и оберегов, связанных с филинами, можно обратиться к следующим:
- амулет из когтя филина. У бурятов, индейцев и (на удивление) греков такой амулет считается мощным аккумулятором умственной и интуитивной силы, проводником интуитивного знания и стимулятором пророческих способностей. К сожалению, почти все виды филинов у нас сейчас внесены в красную книгу, и добыть их когти просто так довольно трудная задача.
- амулет из лапы филина. В Индии и южном Китае такой амулет исторически считается стабилизатором эмоционального фона – его рекомендуют дарить вспыльчивым и неуравновешенным людям, которые плохо себя контролируют в моменты эмоционального всплеска.
- «совиный глаз». Изначально изготавливаемый из залитого смолой птичьего глаза, сейчас приобрел костяную форму (косточки ног и черепа), амулет, широко распространенный в Мексике. Чаще всего дарится пожилым людям, чтобы «спрятать» их от приближающейся смерти: по преданию, Смерть, заглянувшая в глаз филина, не увидит человека, который его носит, и пройдет мимо.
- «совиная лапа». Часто встречающийся оберег в средней и южной части древней Руси: на брусе, из которого сложен дом, по всем четырем углам вырезали отпечаток совиной лапы. Такой оберег должен был защищать жилье от нечистой силы, а заодно сводить домашние ссоры и перебранки к минимуму («добавлять ума» при ссоре).
Заканчивая этот доклад, хочется сформулировать определенный общий вывод. Противоречивый, двусторонний образ филина нашел свое отражение в культуре многих народов, стран и культур. Одновременно очевидный и неоднозначный, он повлиял на формирование множества практик, социальных, мифологических и магических систем, стал источником силы, сформировал вокруг себя уникальный ореол и энергетический профиль. Было очень интересно и познавательно постараться в нем разобраться и систематизировать.

------------------------------------

Sandfox

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.