Обережные орнаменты в одежде древних славян

Студентка дома Кранног, 1 курс. Агафоша.

 

Введение.

В условиях современного мира, мира высокотехнологичного, мира победившей науки, люди все меньше и меньше внимания уделяют традициям и обычаям своих давних предков. Мы все больше отдаляемся от природы и превращаемся из «человека разумного» в «человека компьютерного». Однако даже в наше время очень важно помнить, сознавать и сохранять историю, изучать то, чем жили люди столетие, два, десять столетий назад. Ведь, несмотря на господствующее ныне мнение о том, что волшебство бывает только в сказках, оно никуда не делось. Магия по-прежнему «разлита в воздухе» и только ждет, пока знающий человек воспользуется силой, произнесет нужную формулу, сложит руки в верном жесте. И такие люди находятся. Но не всегда они используют свои знания во благо. А стало быть, нужно уметь защититься от их воздействия.

Данная работа посвящена краткому обзору оберегов в одежде древних славян. В их картине мира не было многого из того, что есть у нас сейчас, но они, нем не менее, учились защищаться от внешних напастей своими силами.

В первой главе будут рассмотрены основные детали одежды славян. Вторая глава будет посвящена обережным орнаментам, украшающим одежду. И в заключение, в качестве приложения будет приведена ссылка на паспорт костюма девушки из племени вятичей конца 10 - начала 11 веков.



Глава 1. Одежда древних славян.

Основным элементом одежды древних славян была рубаха. Считается, что само слово рубаха происходит от корня «руб» и родственно слову рубить, имевшему когда-то еще и значение «резать». Предполагается, что изначально «рубаха» была простым куском материала, перегнутым пополам, с вырезанной дыркой для головы. Поскольку ходить в таком «одеянии» было неудобно и холодно, со временем перед и спинку стали сшивать. Но в таком варианте было неудобно ходить – одежда получалась слишком узкая. И тогда в боковые швы стали вшивать расширяющиеся книзу клинья. Затем вшили рукава, обработали горловину и подол – и получили то, что можно уже смело называть славянской рубахой.

Поскольку ткань довольно плохо сохраняется в земле, и процессы гниения никто не отменял, до наших дней дошли очень немногие фрагменты одежды, по которой археологи и историки попытались восстановить крой славянской рубахи. Кроме того, при реконструкции кроя учитывались возможности вертикального ткацкого станка, на котором ширина полотнища ткани получалась совсем не большой – она во многом зависела от размаха рук ткачихи.

http://agafosha2009.narod.ru/images/image001.jpg
по ссылке – схема раскроя славянской рубахи

http://vk.com/photo4087078_177655516
по ссылке – процесс ткачества на вертикальном ткацком стане. (Это я только учусь, поэтому ширина полотнища такая маленькая)


Женская рубаха кроилась длинной, почти до земли. Мужская же была примерно по колено. И женщины, и мужчины обязательно подпоясывались и поддергивали рубаху над поясом. Таким образом, появлялся замечательный «карман». Проверено на личном опыте реконструкторских фестивалей – очень удобный карман – за шиворот регулярно что-нибудь складывается, от яблок, носовых платков и неоконченного рукоделия, до фотоаппаратов и телефонов. (Да-да, я помню, что в древней Руси не было ни телефонов, ни фотоаппаратов, но на фестивалях они в том или ином виде все же присутствуют, а афишировать их на публике не принято, вот и приходится прятать).

Сама по себе рубаха уже могла считаться оберегом, поскольку ткань для нее делалась с помощью предметов, украшенных заклинательным обережным орнаментом – веретено, ткацкий стан, бердо, челнок – все это могло покрываться защитными символами. Такая ткань была непроницаемой для злых духов, и в связи с этим особенно важно было защитить те места, где заканчивалась ткань одежды, и начиналось тело человека – горловина, рукава, подол – именно эти места обрабатывались особенно тщательно. О способах такой обработки мы поговорим ниже.

Рубах обычно надевалось несколько. Нижняя рубаха шилась из более мягкой и тонкой, но небеленой, некрашеной ткани, и украшалась она по минимуму. Обычно – это была простая яркая строчка по подолу, рукаву и горловине. Ведь чтобы иметь реальную защиту, достаточно вышить узор, состоящий из замкнутых, округлых контуров. Впоследствии, много веков спустя, нижняя рубаха превратилась в нижнее белье.

Верхнюю рубаху старались красить, и украшать побогаче. На ней обычно присутствовала более обильная обережная вышивка, либо же она заменялась лентой контрастного цвета, либо сотканной отдельно тесьмой с защитным орнаментом.

Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца – дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лет были доступны для всех слоев населения.

Красилась ткань натуральными красителями – листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены – красный, крапива при горячем крашении – серый, а при холодном – зеленый. Однако все эти цвета были нестойкими, и даже с учетом закрепления окраски разными квасцами, довольно быстро выцветали.

Сейчас бытуют два предположения. Первое – что красили тем, что было под рукой. И второе – что цвет сам по себе тоже имел сакральное значение. И даже дают «расшифровку» значений цветов. Например, вот в этой статье http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=97&Itemid=26
дается такое объяснение.

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.

Я колеблюсь между этими вариантами. С одной стороны – я пробовала красить ткань березовыми листьями, крушиной и корнями марены. Все три раза получился коричневый цвет. Разных оттенков – но все равно коричневый! Попытка покрасить крапивой дала невнятный серый. А чем можно было бы покрасить в черный цвет – я вообще затрудняюсь ответить. С другой стороны – цвет определенно имел свое значение. Тут можно судить хотя бы по тому, что в одеждах определенного племени преобладали одни цвета, в одежде другого – другие. Причем, похоже, со временем, предпочтения цветов в племени могли меняться. Если почитать работы археолога Арциховского А.В. – мы узнаем, что при раскопках на территории вятичей в одежде преобладают белый и красно-коричневый цвета. А если судить по данным этнографии, то можно увидеть, что на этой же территории очень распространен синий. Скажем, женские поневы в Рязани и области – синего цвета. Больше всего меня смущает тот факт, что предлагающая расшифровку и объяснения к цветам статья не ссылается ни на что, кроме здравого смысла. А я привыкла такие вещи проверять по источникам.

Итак, вернемся к деталям одежды древних славян. Рубаха всегда подпоясывалась. И про пояса и ремни стоит сказать отдельно. При раскопках древних курганов было обнаружено, что женская одежда подпоясывалась только ткаными и плетеными поясами. Мужская же – могла быть подпоясана так же кожаными ремнями, украшенными металлическими бляшками. Вероятно, это имело также и некий сакральный смысл, объяснить который я пока не в силах. Про бытовую же сторону вопроса сказать могу следующее. Карманов в древней одежде не было. Поэтому все вещи, которые нужно было носить с собой, либо складывались за пазуху, либо в небольшие тканевые мешочки, которые привязывались к поясу. (Либо, если дорога была дальней, вещи можно было сложить в «сумку» - некое подобие солдатского вещмешка). На поясе находились также гребешки, ключи, обереги, нож – все это сильно оттягивало пояс. Мужчинам же часто приходилось помимо вышеперечисленного носить на поясе оружие. И меч, и топор, и тул со стрелами – все это безумно оттягивает тканевый пояс, и совершенно на нем не держится. Я пробовала. Очень не удобно.

Металлические же бляшки на поясах однозначно имели свое обережное значение. Попрошу обратить внимание на рисунок-таблицу по ссылке
http://vk.com/event35649420#/photo-2144088_104531338
Здесь представлены элементы древнерусского поясного набора ( таблица составлена В.В. Мурашовой). Мы видим здесь пряжки, хвостовики и металлические накладки, которые украшали пояс по всей длине. Хочу заострить внимание на большом количестве «сердечек» и «трилистников». Причем эти бляшки присутствуют и в раннем периоде (10 век) и в более поздних. Вот здесь http://www.liveinternet.ru/users/53074/post120530365/ есть очень интересная статья по поводу происхождения сердечек и трилистников. Автор связывает их с древним знаком Трояна.



Женские пояса рассмотрим во второй главе, посвященной орнаментам. А пока перейдем к следующей детали славянской одежды.


Порты. Мужчины, помимо рубах, носили порты. Некое подобие современных брюк. Две прямые штанины, и ластовица, вшитая между ними.
Примерную схему-выкройку можно посмотреть по ссылке
http://vk.com/albums-2144088#/photo-2144088_106237079

Размеры, приведенные на рисунке – примерны. Если кроить – то кроить по своим меркам.
Про украшение портов я, честно говоря, не слышала. Единственное, что можно вспомнить – полосатые скандинавские штаны – они шились не из цельного куска материи, а из большого количества сшитых вместе разноцветных полос. Но это имело скорее не защитную функцию, а желание показать достаток владельца – кому еще может прийти в голову сначала нарезать материал на полосы, а потом его сшивать – только тому, у кого на это есть время и деньги. Тем более, что остатки таких полосатых штанов обычно находят вместе с богатым остальным убором.

Женские головные уборы древних славян очень разнообразны, и в этой работе мы не будем их подробно разбирать. Остановимся лишь на общем описании. Девочки и незамужние девушки могли ходить вообще без головного убора, заменяя его очельем – тонкой полосой ткани или бересты, к которой прикреплялись височные кольца, характерные для каждого племени. Замужняя женщина не могла позволить себе ходить с непокрытой головой, и ее волосы были тщательно спрятаны под убрусом или повоем. Височные кольца при этом носили все – от маленьких девочек до бабушек. Вероятно, височные кольца были оберегом всех женщин племени. Потому как археологические находки таких колец очень четко совпадают с летописным расселением славянских племен.

Мужским головным убором была шапка. А вот носили ли женщины шапки в древней Руси – вопрос открытый. С одной стороны, если обратить внимание на изобразительные источники – иконы с изображением Святой Княгини Ольги – можно заметить, что ее обычно рисовали в шапке. С другой стороны – большинство икон – гораздо более позднего времени, чем рассматриваемый нами период.

Кроме многочисленных рубах, портов и головных уборов были у славян и теплые одежды – тулупы мехом внутрь и «прародители» кафтанов, некое подобие современных пальто. Но эта одежда одевалась только в холодное время года и защищала скорее от мороза, чем от злых духов. Основные обереги все же носились всегда – и летом и зимой, и поэтому наносились на ту одежду, которая носилась круглый год. В основном это были вышивки и пришитые ленты на рубахах, которые мы рассмотрим в следующей главе, а так же ожерелья и шумящие привески, которые мы изучим в одной из следующих работ.


Глава 2. Обережные орнаменты, украшающие одежду древних славян.


В отделке одежды древних славян можно выделить несколько основных направлений:
1. Аппликация тканью другого цвета (полоса/лента)
2. Счётные вышивки
3. Проход нитью контрастного цвета сверху по бельевом шву другим швом
4. Тканая тесьма (лента)
5. Оторочка петельным швом.

При этом следует помнить, что отделка, так же как и материал самой одежды сильно зависела от социального статуса человека эту одежду носившего. Так на простом костюме жены ремесленника невозможно представить золотную вышивку по грубой домоткани.

Шёлк на шёлке, лён на льне, шерсть на шерсти. Но более дорогой материал мог украшать вещи из материала более дешевого и доступного - суконное или льняное платье вполне могли отделать шелком. Шелковые воротники - стойки с золотной вышивкой находят не только в городах, но и в сельских курганах. Причем пришивались они отнюдь не к шелковым рубахам.
Адрасный шелк (смесь шелка с хлопком) на Руси и в Европе как импорт с востока появился в веке 13-14, стоил очень дорого. А вот шоевый шелк (100%) - был издавна - откуда только его не везли, и был доступен многим, наши мастерицы его украшали золотным шитьём и т.д.

По материалам раскопок оторочка шёлковыми лентами весьма распространённое явление. Причём и для незнатного городского населения тоже.

Но, так или иначе, отделывались одежды всех слоев населения, поскольку отделка в те далекие годы несла на себе не только и не столько «украшательное», сколько обережное значение.

Наиболее богато украшался ворот рубахи. Считалось, что именно через него в случае смерти отлетает душа, и поэтому наши предки особенно старались, покрывая горловину рубахи защитными орнаментами. Старались по возможности обезопасить себя.

Если проследить за археологическими находками, можно обратить внимание на эволюцию такой отделки. Сначала, в более давние времена, ворот отделывался контрастной ниткой. Тонкий шов, который издали вообще не заметен. Постепенно тонкая строчка разрасталась, превращаясь в более искусную вышивку или нашитую шелковую тесьму с обережным узором. Но одежда наших предков, как и у нас с вами, имела свойство снашиваться. И если тесьму можно было спороть со старой рубахи и перешить на новую, то вышивку можно было только отрезать от старой, и пришить на новую вещь. Со временем, украшение ворота стало занимать столько сил и времени, что он превратился в отдельную деталь одежды – оплечье. Рубаха может сноситься от времени, и тогда шьется взамен нее новая, а оплечье надевается старое, поверх новой рубахи.
Для примера можно обратиться к реконструкции-прорисовке Сабуровой М.А. для найденного в Новлянских курганах (территория племени вятичей) захоронения молодой женщины, датирующегося первой половиной 12 века.
http://i038.radikal.ru/0804/49/618c757708a4.jpg - по этой ссылке рисунок-реконструкция
http://i014.radikal.ru/0804/3c/1292bd66f51e.jpg - по этой ссылке часть найденных в захоронении вещи.

Мы отчетливо видим оплечье. Отдельную деталь одежды, надевающуюся поверх рубахи. Правда, это оплечье еще не очень богатое.

А если мы посмотрим на вот эту графическую реконструкцию Сабуровой М.А.,
http://www.history-ryazan.ru/system/files/node_files/admin/tab+78.jpg , и обратим особое внимание на центральную фигуру (девушка в свадебном наряде XII в. (по материалам вятичей) – то увидим отделку горловины тесьмой.
Аналогичную тесьму мы видим и на самой правой фигуре (вариант женской одежды XII в. по материалам кривичей). Только здесь тесьма уже украшает рукава и подол верхней рубахи.

Аналогично этой узорной тесьме ткались и пояса.

По поводу значений узоров тесьмы и вышивки можно много спорить. Достоверной информации почти не сохранилось - Русь крестили «огнем и мечом» и многое сгорело в том огне. Тем не менее, возрождающиеся ныне языческие общины откуда-то необходимую информацию берут. Кто-то ссылается на легендарные Веды, кто-то на здравый смысл, кто-то на сказки, в которых тоже что-то сохранилось, хоть и сильно исказилось со временем.

Вот, например, некоторые трактовки символов :

Кресты, особенно кресты в круге — знак солнца преграда и отвращение зла, знак закрытости.
http://vk.com/photo-906888_192913855

Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться...
http://vk.com/photo-906888_270821843 - верхняя тесьма справа
http://vk.com/photo-906888_244049534
http://vk.com/photo-906888_268585365

Дерево (чаще всего — елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
http://vk.com/photo-906888_196072838

Цветок — символ красоты и непорочности, красный цветок — символ земной любви, сексуальной привлекательности.

Звезды — знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги — символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты — знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия — волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам.
http://vk.com/photo-906888_276855401

Если линии расположены вертикально — это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Горизонтальные линии символизируют землю, а диагональные, пересекающие их – дождь. И получается, что такая «решетка» - квадраты, или ромбы, поделенные крестом на четыре части - это знак вспаханного поля, а если внутри есть точки – это уже поле засеянное. Засеянное поле считалось символом плодородия, не только в целом, но и так называемого «женского» плодородия.
http://vk.com/photo-906888_188682258 - вторая тесьма слева

Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.



Заключение.

Итак, мы рассмотрели основные детали одежды древних славян, и ряд украшающих эту одежду защитных орнаментов. Конечно, многое из вышесказанного спорно, и требует куда более подробного изучения. А сколько всего осталось «за кадром»! Думаю, в одной из следующих работ мы разберем шумящие привески, столь характерные в обережном уборе вятичей и кривичей, а так же изучим тайный смысл металлических привесок, часто встречаемых археологами в составе бус и ожерелий.




Приложение 1.


В заключение данной работы хотелось бы представить попытку реконструкции костюма девушки из племени вятичей.
http://agafosha2009.narod.ru/

Приложение 2.

К сожалению, электронные способы передачи почты пока еще не позволяют передавать материальные предметы. Поэтому приложение 2 в виде сотканного на дощечках пояса будет передано отдельно, несколько позже.



Список использованной литературы.

Интернет-источники:

1. http://radosvet.net/1459-slavjanskie-oberegi.html - общее описание оберегов древних славян
2. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=97&Itemid=26 – описание и одежды и оберегов
3. http://archcostume.narod.ru/index.htm - очень хорошая подборка информации по реконструкции костюма
4. http://club-kaup.narod.ru/kaup_r.html - список полезных ссылок на разные работы по археологии
5. http://www.rodon.org/rba/yads.htm - «Язычество древних славян» Рыбаков Б.А.
6. http://vk.com/event35649420#/album-2206573_20462842 - фотоальбом с символами и расшифровками
7. http://vk.com/event35649420#/album-2206573_147028953 - фотоальбом орнаментами
8. http://www.liveinternet.ru/users/53074/post120530365/ - статья про поясные наборы, про трилистники и их происхождение.
9. http://www.history-ryazan.ru/node/1215 - статья про реконструкцию древнерусской одежды. Здесь же приложено очень много схем-прорисовок реконстукций Сабуровой М.А.

Книги и статьи:

1. Арциховский А.В. «Основные вопросы археологии Москвы»
2. Арциховский А.В. «Курганы вятичей»
3. Степанова Ю.В. Об особенностях костюма древнерусского населения Верхневолжья X-XIII вв. // Тверской археологический сборник. - Тверь, 2001. Вып.4. Т.II. С.212-217.
4. Сабурова М.А. «Древнерусский костюм»
5. Сабурова М.А. Женский головной убор славян.. М. 1974.
6. Никольская Т.Н. «Земля вятичей», М. 1981
7. "ДРЕВНЯЯ РУСЬ - БЫТ И КУЛЬТУРА"