Призыв существ как элемент защиты

Курсовая работа

По теме: Призыв существ как элемент защиты

 

Студентка дома Кранног,

1 курс ВУЗа

Фиона

Научный руководитель

Профессор Травяница

 

Аргемона 2012 год

 

Введение

 

Упоминания о магии призыва можно встретить практически в любых источниках- мифах и преданиях, литературных произведениях, даже в немногочисленных практических трактатах. Это неудивительно, ведь любой маг старается максимально оптимизировать и облегчить свою работу, и, при развитии определенных навыков, призыв существ оказывается самым удобным, а иногда и вовсе единственным способом достичь желаемого. Тема была мной выбрана по следующим причинам- магия природы является профилирующей в доме Кранног, а также одной из основ этого предмета, так как речь идет о естествознании, а живые существа и есть основа природы. Соответственно, использование живых существ я рассматриваю как один из основных способов колдовства. Разумеется, как любую другую отрасль, магию призыва можно использовать с самыми разными намерениями- как хорошими, так и весьма недобрыми. Моя же цель- рассмотрев на известных примерах все возможные варианты, сконцентрироваться на защитной магии, необходимой любому магу.

 

Первая глава посвящена теоретическим аспектам магии призыва, классификации возможных воздействий по методам и объектам призыва,  вторая глава рассматривает долгосрочный призыв в разных культурах, его историю и перспективы.

 

Глава 1

 

Для начала рассмотрим всю отрасль в целом, без деления на последующие намерения. Магия призыва- это краткосрочный или долгосрочный призыв живого существа или магической сущности магом, с определенной целью. Определение очень общее, но далее я покажу, что и отрасль поистине огромна. Призыв существ был известен с древнейших времен, что подтверждается массой преданий и мифов различных народов, в которых на помощь персонажу приходят животные, духи, и другие существа. Сивка-бурка помогает простачку, серый волк катает героя по лесам, по морям, гуси-лебеди подчиняются Бабе-Яге, я уж не говорю про тотемические культуры, такие как у народов севера и индейцев америки, там ни одно сказание не обходится без упоминания призыва животных.

 

Глобальная цель призыва всегда одна- помощь в задуманном. Однако, при детальном рассмотрении, использование призванных существ можно поделить на следующие типы:

 

-Поиск. Часто герой не в состоянии самостоятельно провести его потому что не знает как и где искать, либо не обладает достаточными навыками. Тогда ему на помощь приходит существо, которое, используя свои естественные навыки, либо магические способности, находит нужный предмет. Классический пример- сказка про Конька-Горбунка, где Чудо-Юдо-Рыба-Кит поручает всем рыбкам найти потерянный в море-океане перстень. Или патронус профессора Снейпа, который указывает Гарри где ему искать меч Гриффиндора.

 

-Охрана. Призванное существо может быть грозным противником, и защищать мага не хуже боевого коня, злой собаки или телохранителя)) Маг использует звериное и/или магическое чутье существа для ограждения себя от возможного нападения врагов. Так, например, действовал Золотой Петушок из сказки Пушкина, предупреждая царя о готовящемся нападении. По той же причине многие волшебники заводят себе лазилей. Вот что пишет о них в своей энциклопедии Роулинг: " Лазиль обладает сверхъестественной способностью выискивать отталкивающих и сомнительных существ". Это ли не предел мечтаний- там, где маг не заметит подвоха, животное почует угрозу.

 

-Защита, она же нападение. Поясню такую странную формулировку- в битве обычно складывается ситуация "или ты их, или они тебя", и тогда единственным выходом является ответная атака. Мы призываем Патронуса, когда нам грозит быть зацелованными дементорами до смерти. Разумеется, было бы здорово приручить дракона, который сокрушит всех и вся, но ручной дракон- это что-то из области фантастики даже в волшебном мире) Обычно определенные животные хороши против строго определенного набора противников, и беззащитны перед другими.

 

-Исполнение желаний. Один из самых опасных вариантов призыва, т.к. существа, наделенные такой силой, как правило, своенравны, а то и вовсе зловредны, и обращаться с ними надо с особой осторожностью, а лучше и вовсе не связываться. Есть специальные существа, в самой природе которых заложен этот "социальный контракт" - джинны, некоторые элементали, лепреконы, и, конечно, всевозможные бесы и демоны. Опыт с элементалем воздуха чародейки Йеннифер из Саги о Ведьмаке едва не закончился фатально для нее и еще половины города, и из восточных сказок мы знаем (если читали близкие к оригиналам, а не только детские версии), что Джинны норовят отправить своих владельцев на тот свет. Случается, что существо само предлагает помощь, в награду или благодарность, как, например, Емеле повезло оказаться у нужной проруби) Но это- скорее исключение из правил.

 

-Помощь в квесте или задании. Обычно это помощь в пути- (дерево протянуло ветви и по нему смогли перейти трещину в горах), либо укрытие, услуги переводчика, навигатора, курьера, и чего только не) Сюда же я включаю предоставление ингредиентов- слеза феникса например, или перо из хвост райской птицы. Пример такой помощи- Королева Рамина и ее мыши, когда она пришла на помощь Элли и ее народ перенес Храброго льва через маковое поле.

 

-Подпитка сил, предоставление способностей, заимствование тела. Тут уже речь идет, как правило, о долгосрочном призыве. Сильные магические сущности делятся магической энергией, являясь, по сути, резервуарами с магией, в нужный момент волшебник может усилить эффект от заклинания или зелья одним лишь присутствием своего призванного. Особенно часто применяется внедрение в сознание, когда маг начинает видеть глазами, и слышать ушами животного. Во второй главе мы рассмотрим такие связи более подробно.

 

-Наконец, призванных существ можно использовать для атаки с целью причинения вреда. Овладев искусством призыва, маг способен призвать в ряды своих сторонников страшных и очень опасных существ. Вольдеморт неоднократно использовал Нагини для того, чтобы пытать и убивать людей, в книге "Не время для Драконов" высшие стихийные маги способны были призвать духа земли и вести его в бой, ну и широко растиражированный кошмар это, конечно, поднятие мертвых. Армия зомби и скелетов-не только опасная, но и самая черная из всех магий. Аналогичной ей, хоть и не такой ужасной, является поднятие и призыв к жизни существ изначально не живых- сюда относятся всевозможные големы, гомункулы, и даже деревянные солдаты Урфина Джуса!

 

Следующий параметр классификации относится к способам призыва. Их можно поделить на следующие категории:

 

а) Ритуальный призыв. Когда производится определенный набор действий и/или слов, который должен привести к появлению существа. Разнообразие вариантов велико- это и диаграмма на полу ( не рекомендую призывать существ, которые приходят так), определенное заклинание (Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!), ящик пандоры и т.д.  Моим любимым примером будет стишок из сказки про ведьму из чуланчика, которую можно было выпустить пропев в доме "Очень-очень буду рад Ведьме дать пинка под зад!". Жилец имел привычку дразнить ведьму, пропевая слова не до конца, но один раз доигрался. Впрочем, все закончилось хорошо.

 

б) Магический предмет. Содержит в себе магический посыл, настроенный на конкретное существо для призыва. Его одновременное удобство и неудобство состоит в том, что воспользоваться им может кто угодно, и в каких угодно целях. Примеров множество, начиная от сказки "Волшебное кольцо"- "Чего новый хозяин желаете?", и до свистка Рамины, который она выдала Элли. Механизм призыва тут не до конца изучен, поскольку это не просто телепорт, но нередко призываемого достают из другого измерения- так, например, работал рог королевы Сьюзан из Хроник Нарнии. Рискну предположить, что активируется нечто сходное притяжению между двумя магнитами.

 

в) Просьба, мольба. Отличается от остальных способов тем, что может быть удовлетворена, а может и нет, т.е. все зависит от доброй воли существа. Способ ненадежный, и полагаться на него в критической ситуации не стоит. Однако, пожалуй, именно этот способ шире всего описан в мифах и сказках- сколько раз мы читали "взмолилась девица", а после этого- "сжалилась ...", нужное подставить) Бедный старик приходил к морю и звал рыбку, какое-то время она ему отвечала.

 

г) Взымание долга. Тоже не такой уж редкий способ призыва. Как правило, герой оказывает какую-то услугу существу, а за это оно обещает "ему пригодится".  Способ, нет слов, удобный, но, скажем так, случайный, ибо никогда не знаешь, кому и где понадобится помощь. История помнит гораздо более интересные случаи, когда Арагорн призвал трусливых призраков отдать свой давний долг перед Гондором, и, вступив в битву, найти свое упокоение.

 

д) Контракт, договор. Маг договаривается с существом, что то будет ему помогать в определенных условиях, или в течении какого-то времени, взамен на плату. Адекватный способ, однако нередко существа, желающие контракта, не внушают доверия. Можно считать, что определенный социальный контракт заключен между домовыми эльфами и семьями, в которых они живут. В обмен на услужение, волшебники обещают заботится об эльфах, предоставлять им кров и защиту. К сожалению, маги много лет злоупотребляли законом, и в итоге получили крайне плачевные результаты.Однако факт остается фактом- член семьи может призвать домового эльфа на помощь.

Конечно, чаще всего эти способы сочетаются между собой - сказать волшебные слова и подуть в дудочку, попросить о помощи у существа, которому когда-то оказал услугу, и т.д. Однако, прошу отметить, что наиболее эффективными являются те способы, которые основаны на доброй воле призываемых существ.

В этой работе я не рассматривала подробно всех возможных для призыва существ, т.к. их огромное множество, и это целая тема для отдельной курсовой. Кратко, их можно поделить на следующие группы:

а) животные и растения

б) волшебные животные (единорог, грифон, и т.д.)

в) магические сущности (джинны, элементали, и пр.)

г) духи

д) демоны

е) призраки и зомби

ж) волшебные расы (домовики, лепреконы, и т.д.)

 

Глава 2. Долгосрочный призыв существ.

 

Я рассматриваю этот вид призыва отдельно, т.к. он, во-первых, необыкновенно многогранен, а во-вторых, является самым эффективным методом, уходящим корнями в глубокое прошлое волшебства. Практически любая культура приписывает своим магам животное и/или магические сущности, которые находятся у него в услужении долго, иногда на протяжении всей жизни. Начало стоит искать в тотемизме, когда каждому человеку приписывалась связь с определенным животным, либо, иногда растением. Полагалось, что это животное является его духовной "половинкой", и в мире духов они составят единое целое. Занятно, что в одних культурах убийство своего тотемного животного полагалось ужасным грехом, когда в деугих наоборот, человеку предписывалось отведать мяса своего тотема, и, тем самым, слиться с ним. Эти же культуры полагали, что шаманы и маги могут повелевать своим тотемом, а также иметь помощников из мира духов. Отголоски этих верований расцвели пышным цветом во время охоты на ведьм, когда отличительной чертой ведьмы или колдуна считалось его животное- кошка, ворон, жаба. Рассмотрим некоторые наиболее известные виды существ -помощников.

 

Фамильяр(familiar), он же имп — волшебный дух, служивший ведьмам, колдунам и другим практикующим магию. Фамильяры служили и помогали им по хозяйству и в различных бытовых делах, но также при случае могли помочь околдовать кого-нибудь. Имп считался разумным (на уровне обычного человека), имел собственное имя и чаще всего принимал форму животного. Так как они выглядели как обычные животные, то они вполне могли шпионить за врагами хозяина. Некоторые колдуны полагались полностью на фамильяра, как если бы он был их ближайшим другом. Фамильярыупомянуты в шекспировском Макбете. Во многих других произведениях использовались фамильяры. В большинстве из них фамильяры предстают в образе кошки (особенно черной), совы, собаки, и иногда лягушки или жабы. Совсем редко фамильяры могли быть воплощены в более неземные формы (к примеру «черный человек», прислужник Сатаны).

В магии фамильяр — это живое существо, в которое маг отобразил частичку собственного духа для того, чтобы получить возможность наложения чар на самого себя без выгорания души (кроме этого имеются и еще некоторые преимущества в наличии фамильяра). Без наличия фамильяра маг может непосредственно использовать для личных целей лишь те чары, что не изменяют/обновляют/восстанавливают самого мага, так, например, маг не может исцелить себя без фамилиара, но может использовать отложенные чары для того же исцеления. Фамилиара также можно наделить определенными дополнительными способностями, что также может оказаться полезным. Фамильяром не может быть разумное существо, более высокоразвитоенежели маг — в противном случае их роли взаимно обратятся, однако маг не станет фамильяром, просто инициировать либо прерывать связь самостоятельно и управлять ею он не сможет.

Последние исследования фамилиаров демонстрируют со всей основательностью и респектабельностью отсутсвие у них демонических принципов, в отличие от более ранних мнений. Изучение духов-помощников переросло от местных академических фольклорных журналов к обширным материалам в популярных книгах и журналах, включая антропологические, исторические, женские и другие дисциплины.

Джеймс Шарп (JamesSharpe) в своей "Энциклопедии колдовства" указывал: "Западная традиция гласит: "фольклористы начали свои исследования в 19 веке [и] установили, что фамилиарс занимают видное место в представлениях о колдовстве."

В 1800-х фольклористы воспламенили воображение ученых, которые на протяжении десятилетия написали целые тома о ведьмах и их помощниках. Примеры расширения и развития концепции духов-помощников найдены и в фольклоре, который последовательно вносит свой вклад в создание статей о традиционных верованиях в Англии и у истоков современной Европы.

http://s61.radikal.ru/i171/1101/86/5dd3eda3b6d8.jpg

Фамилиарс служат своим хозяевам как домашние слуги, батраки, шпионы и спутники всегда и во всем, а так же помощники в ворожбе. Фамилиарс так же могут иногда вдохновлять артистов и писателей (как духи-опекуны или наподобие Музы) .

Фамилиарс считаются неотъемлемой и характерной частью раннего английского колдовства, и служат в качестве одного из его отличительных признаков в европейском колдовстве ; хотя находятся подобные же легенды о "существах-помощниках" и в других частях света

Английские судебные протоколы отображают тесную связь между государственным преследованием за колдовство и теми, кто продолжал практиковать древние самобытные традиции, включая веру вдухов-помощников в виде животных.

Концепция фамилиарс, как правило, считается, происходит в некоторой степени от фетишизма, потому что многие духи-помощники жили в кольцах, медальонах, монетах, бутылках и лампах (как всем известный джинн Алладина)

Многие известные оккультисты имели фамилиаров, таких, как черная собака у КорнелиусаАгриппы , которую считали самим Дьяволом; АполлонийТианский носил кольцо, которое, как будто бы содержало духа-помощника; у Парацельса был дух в эфесе шпаги, которого он отпускал от себя только во время сна, что бы тот приносил кошелек, полный золота; и у знаменитого доктора Джона Ди, как сообщается, было несколько духов по имени Аш, Ил, По и Ва, в зависимости от его потребностей.

 

Деймон(с англ. dæmon или в другом написании daimon) — проявление души человека в трилогии Филипа Пулмана Тёмные начала. Деймоны существуют отдельно от людей в форме животных и представляют сущность своих обладателей, наиболее яркие черты их характера. Только у детей деймоныспособны изменять форму, в то время как деймоны взрослых принимают единственный образ.

Связь между деймоном и человеком является интимной, поэтому они должны оставаться на небольшом расстоянии друг от друга (исключение составляют ведьмы); контакт между человеком и чужим деймоном является запретом, однако сами деймоны могут прикасаться друг к другу. Многие особенности деймонов соответствуют понятиям из других культур и представлений о душе человека. Деймоны могут разговаривать и выражать свои чувства, давать советы своим владельцам, а также разрешать возникшие проблемы с деймонами других людей. Человек и его деймонобъединены духовно, в неделимое целое. Прочная связь между ними вынуждает находиться на небольшом расстоянии друг от друга. Насильственное же отделение человека от деймона (т.е. сепарация) вызывает невообразимую физическую и эмоциональную боль для обоих, часто являясь причиной смерти; однако, некоторые культуры освоили методы, которые позволяют деймонам обрести большую свободу. Например, ведьмы, так же как люди, решившие стать шаманами, должны вынести изнурительные ритуальные испытания, которые подразумевают отделение от деймона на какое-то время, пока они находятся в духовном поиске. После воссоединения они получают способность отдаляться друг от друга на значительно большее расстояние, сохраняя при этом прочную связь между собой.

 

Нагваль(от Nagual от нагуа — nahualli) — в мифологии индейцев толтеков дух-хранитель, териоморфный двойник (звероподобный ангел-хранитель), тотем, второе «Я». Нагвалем обладали не только люди, но также животные и боги. Часто изображались в виде животных (ягуара, койот, орла и т. д.). Часто противостоит тоналю — повседневному существованию.

 

Сикигами  — духи, которых призывает себе на службу практикующий оммёдо (колдун). Ближайший по значению западный термин — фамильяр.

Большинство людей не может увидеть сикигами; оммёдзи периода Хэйан описывали их похожими на небольших они (Они  — в японской мифологии — большие злобные клыкастые и рогатые человекоподобные демоны с красной, голубой или чёрной кожей, живущие в аду ) По команде оммёдзи некоторые сикигами могут принимать облик человека или животного, околдовывать людей, или же наносить физические повреждения и даже убивать.

Абэ-но Сэймэй — один из известных оммёдзи; считалось, что он мастерски умел управлять сикигами.

В главе не рассмотрены аспекты долгосрочного призыва в шаманизме.

 

Заключение.

Разумеется, работа носит общий обзорный характер, в нее не вошли интереснейшие темы, такие как подробное рассмотрение самих существ, изучение тотемизма и общения шаманов с духами и другими волшебными сущностями. Однако, по этой работе можно сделать вывод, что призыв является очень распространенным видом магии, которым пользовались волшебники во вех культурах и во все времена.

 

Списки использованных источников:

 

1. Литературные произведения писателей России и зарубежья (Хроники Нарнии, Властелин Колец, Гарри Поттер, сказки А.С. Пушкина, и другие)

2.Народные мифы и предания

3. Энциклопедия колдовства и демонологии, Астрель

4. История колдовства и суеверий, Эксмо

5. www.wikipedia.org

6. http://jigokukai.mybb.ru/viewtopic.php?id=175

7.http://taromagic.ru/forum/lofiversion/index.php/t2434.html

8. http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/99028/9/Lar_-_Shamany_i_Bogi.html

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.